Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Ибрагимовой А.М.,
судей - Хираева Ш.М., Хаваева А.Г.,
при секретаре - Муртазаалиевой П.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу Алибекова А.Б. - представителя по доверенности Дибировой Г.А. на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 4 октября 2016 года по делу по заявлению Алибекова А.Б. в интересах Дибировой Г.А. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан) об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета,
установила:
Алибеков А.Б. в интересах Дибировой Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета, возложении обязанности на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, указывая, что согласно свидетельству о государственной регистрации права N "адрес" от "дата" и свидетельству о государственной регистрации права N "адрес" от "дата" Дибировой Г.А. на праве собственности принадлежат земельный участок из категории земель населенных пунктов для индивидуальной жилой застройки площадью 294 кв.м, расположенный в "адрес" с кадастровым номером N и земельный участок из категории земель населенных пунктов под индивидуальную жилую застройку, площадью 1096 кв.м, расположенный в "адрес" кадастровым номером N.
Являясь собственником этих земельных участков, Дибирова Г.А. обратилась в администрацию МО "город Кизилюрт" с заявлением об их объединении в один земельный участок. Главой администрации МО "город Кизилюрт" вынесено постановление N 548-П от 07.10.2014 года об объединении земельных участков, также постановленообеспечить государственный кадастровый учет образованного земельного участка в порядке, установленном законодательством и провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года за N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В июне 2016 года, она обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет образованного земельного участка. Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан за N от "дата" ей отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре. Основанием для отказа послужило то, что размер образуемого земельного участка не соответствует установленным земельным законодательством требованиям к предельным размерам земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам бесплатно. Данный порядок регламентирован решением Собрания депутатов городского округа "город Кизилюрт" N 2503/04 от 31.05.2011 года, согласно которому максимальный размер земельного участка предоставляемым гражданам бесплатно в собственность с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства составляет 600 кв.м.
С вынесенным решением она не согласна, считает, что оно нарушает ее права как собственника земельных участков. Полагает, что объединение двух земельных участков, находящихся в ее собственности к какому-либо нарушению прав третьих лиц не приводит, в ее интересах объединение обоих земельных участков, тем более что постановлением администрации МО "город Кизилюрт" N 548-П от 07.10.2014 г. постановленообеспечить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности. Кроме того, решением Собрания депутатов городского округа "город Кизилюрт" N 2503/04 от 31.05.2011 года регулируется предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данная норма не может применятся в отношении земельных участков уже находящихся в собственности граждан.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы в удовлетворении административного искового заявления Дибировой Г.А. отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, Алибеков А.Б. в интересах Дибировой Г.А. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вынесенное по делу решение в связи с нарушением судом при его принятии норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Дело рассмотрено, согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Дибировой Г.А. по доверенности Дибировой И.М., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, Дибирова Г.А. является собственниками земельного участка, площадью 1096 кв.м., кадастровый N, расположенного по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес" и земельного участка площадью 294 кв.м., кадастровый N, расположенного по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес"А.
Постановлением администрации МО "город Кизилюрт" от 07.10.2014 года за N 548-П, постановленообразовать земельный участок, путем объединения двух вышеназванных земельных участков, находящихся в собственности Дибировой Г.А. площадью 1390 кв.м., с сохранением адреса: РД, "адрес".
В июне 2016 года Дибирова Г.А. обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного из двух самостоятельных объектов недвижимости.
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 27.06.2016 года N 005-2016/03-947 в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка отказано со ссылкой на то, что размер образуемого земельного участка не соответствует требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Принимая указанное решение, орган кадастрового учета указал, что решением N 2503\04 от 31.05.2011 установлено, что максимальный размер земельного участка с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства составляет 600 кв.м. Площадь земельного участка о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, согласно сведениям, содержащимся в межевом плане составляет 1390 кв.м., что не соответствует вышеуказанному установленному предельному (максимальному) размеру земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п.п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 30 ГрК РФ).
В силу п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
Согласно ст. 31 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года N 45 "О земле" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п.1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Кизилюрт" от 31.05.2011 года N 25-03\04 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов городского округа "город Кизилюрт" N 12-05\04 от 08.10.2009 года "О порядке предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства", следует, что в решение Собрания от 08.10.2009 года "О порядке предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства" в подпункте 1.5 указать, "для индивидуального жилищного строительства от 200 кв.м. до 600 кв.м.".
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 года N 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36, ч.2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.36, ч.3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Учитывая вышеприведенные нормы права, и исходя из того обстоятельства, что в результате преобразования (изменения) исходных земельных участков размер вновь образуемого земельного участка составит больше предельного (максимального) размера земельного участка, установленного органом местного самоуправления, решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета является правомерным.
Доводы жалобы о том, что установленные органом местного самоуправления предельные размеры земельных участков не распространяются на вновь образованные земельные участки, поскольку занимаемые земельные участки находятся в собственности заявителя, как правовое основание для объединения земельных участков без соблюдения предельного максимального размера, является ошибочным, поскольку из анализа приведенных выше правовых норм следует, что при образовании земельных участков, учету подлежат положения п. 1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Кизилюрт" от 31 мая 2011 года N 25-03/04. Нахождение земельных участков в собственности заявителя не создает ему преимуществ при образовании земельного участка, в части несоблюдения вышеуказанных положений законодательства. Земельный участок заявителя не относится к числу земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется.
Ссылка заявителя на нарушения прав как собственника несостоятельна, поскольку филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан препятствий заявителю к осуществлению правомочий собственника не созданы, заявитель не лишается права на земельный участок, и не ограничивается его право владения, пользования и распоряжения им.
Судебная коллегия полагает, что в ходе рассмотрения настоящего дела, нарушений прав заявителя, как собственника земельного участка со стороны заинтересованного лица установлено не было, в связи с чем, требования истца о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан с возложением на него обязанности устранить допущенные нарушения, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 4 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алибекова А.Б. в интересах Дибировой Г.А. - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.