Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.
судей Августиной И.Д. и Алиевой Э.З.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа с внутригородским делением "г.Махачкала" ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"Иск ФИО1 к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" предоставить ФИО1 благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В части остальных требований ФИО1 -отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО7, объяснения представителя администрации г.Махачкалы ФИО5, просившего решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ФИО1, ее представителя ФИО1, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Махачкалы о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже уровня установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения, восстановлении в очереди на получение жилого помещения в статусе дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей с "дата", т.е. с момента постановки на учет в качестве малоимущих граждан. В обоснование исковых требований указала, что она 1978 года рождения, в соответствии с решением суда является сиротой. Ее родители были лишены родительских прав, а ее отправили в распределитель.
С "дата" по "дата" она обучалась в школе интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении. Жилья на праве собственности не имеет, и также не является владельцем жилого помещения по договору социального найма. Зарегистрирована с "дата" по адресу г. Махачкала, "адрес".
В настоящее время живет, где придется, оплачивать проживание за квартиру не имеет материальной возможности. С "дата" администрация "адрес" гор. Махачкалы поставила ее на учет для предоставления жилой площади по договору социального найма. На тот момент зам. директора школы-интерната по своей халатности не представила в администрацию "адрес" гор. Махачкалы данные о статусе сироты, в результате ее вместо очереди "дети сироты", поставили в список очередников "малоимущих граждан". Узнав об этом, она вновь собрала документы и с "дата" встала в очередь на получение жилья по списку "детей-сирот", где она к настоящему времени значится за N.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ГОсВД "г.Махачкала" ФИО6 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что Федеральным законом от "дата" N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Федеральный закон N- ФЗ) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, который начинает действовать с "дата".
В соответствии с Федеральным законом N 15-ФЗ:
в новой редакции изложена статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами РФ;
в ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма:
в главе 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда"часть 1 статья 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
в главу 10 "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
статья 103 главы 10 "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" дополнена новой частью 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта;
предусмотренный Федеральным законом от "дата" N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;
новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до "дата" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
В целях реализации положений Федерального закона N - ФЗ в Республике Дагестан приняты:
- Закон Республики Дагестан от "дата" N "О внесении изменения в статью 8 Закона Республики Дагестан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Постановление Правительства Республики Дагестан от "дата" N "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Перечнем документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Порядком установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются");
- Закон Республики Дагестан от "дата" N "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Дагестан "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Дагестан" (часть 1 дополнили абзацами, указав, что к видам жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Дагестан относится в том числе и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.) (принят Народным Собранием РД "дата").
Согласно Федеральному закону N 15-ФЗ устанавливается необходимость формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа в государственной собственности субъекта Российской Федерации за счет средств субъекта Российской Федерации и субвенций из федерального бюджета. Соответственно, управление данным фондом, его содержание, а также предоставление жилых помещений из указанного жилищного фонда должно быть отнесено к компетенции государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению жилищным фондом.
Законом Республики Дагестан "О внесении изменения в статью 8 Закона Республики Дагестан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Республики Дагестан от "дата" N "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Дагестан" (далее - Закон) установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Дагестан.
Также следует отметить, что согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).
При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).
Таким образом, суд неправильно сделал вывод, сославшись на постановление Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан", которое не соответствует в настоящее время нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суду необходимо было учесть, что в связи с новым порядком предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который действует с "дата" Администрация г. Махачкалы не является ответчиком по данным категориям.
Истцу не отказано в предоставлении жилого помещения как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, Администрация наоборот поставила его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в списке очередности "дети-сироты" по г. Махачкала с "дата" N, в установленном законом порядке в качестве лица имеющего право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Суд без достаточных на то оснований обязал Администрацию г. Махачкалы предоставить жильё, Администрация г. Махачкалы не отказывает ему в предоставлении жилья, в подтверждении ФИО1 принята на учет, состоит в списках.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в обжалованной части по следующим основаниям.
Федеральным законом от "дата" N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в статью 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым изменена форма обеспечения лиц указанных категорий жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от "дата" N15-ФЗ указанные изменения вступили в силу с "дата".
Согласно ч. 2 ст.4 ФЗ от "дата" N15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от "дата" N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессиональною образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на 5 (пять) лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договор) социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что ФИО1, 1978 года рождения, принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением Администрации ГО "город Махачкала" N от "дата", состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по г. Махачкале с "дата" под N.
Эти обстоятельства истец привела в исковом заявлении и подтвердила в судебном заседании.
Следовательно, право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в МО "Город Махачкала" имеет 171 гражданин из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее ФИО1 обратились к ответчику за получением такой меры социальной поддержки.
Как видно из материалов дела, ответчик принял ФИО1 на учет для предоставления указанной меры социальной поддержки.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие его нуждаемость в улучшении жилищных условий, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой должны предоставляться жилые помещения в последовательности, определяемой датой регистрации заявления.
Иными словами, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением последовательности принятия на учет согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 686-О).
При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения из специализированного жилищного фонда у суда первой инстанции не имелось.
В части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 решение суда не обжаловано.
Ввиду изложенного решение суда подлежит отмене в обжалованной части с принятием в этой части по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа с внутригородским делением "г.Махачкала" ФИО6 удовлетворить.
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" в обжалованной части отменить, принять в этой части по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" о предоставлении благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в шестимесячный срок.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.