Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Тишковой Л. И.
на решение Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по иску Тишковой Л. И. к администрации "адрес" Алтайского края о восстановлении пенсии за выслугу лет муниципального служащего, взыскании задолженности,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тишкова Л.И. обратилась в суд с иском к администрации "адрес" Алтайского края о восстановлении пенсии за выслугу лет муниципального служащего, взыскании задолженности, в обоснование заявленных требований указывая, что проработала в Администрации "адрес" Алтайского края в должности "данные изъяты" с "данные изъяты"., в связи с выходом на пенсию и последующим увольнением с "данные изъяты"., истцу была назначена доплата к пенсии, как муниципальному служащему, в размере "данные изъяты" руб.
На основании пункта 11 статьи 9 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае", принятого Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 04.12.2007г. ***, пенсия за выслугу лет муниципальных служащих не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости. Вместе с тем истцу размер доплаты к пенсии, как муниципальному служащему, не был пересмотрен.
Распоряжением Администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р установлен размер пенсии за выслугу лет истцу в размере "данные изъяты" коп. с ДД.ММ.ГГ и о прекращении ежемесячной доплаты к пенсии в размере "данные изъяты" руб.
Решением Славгородского городского собрания депутатов *** от ДД.ММ.ГГ размер пенсии за выслугу лет был установлен в сумме "данные изъяты" руб., а выплата пенсии в размере "данные изъяты" коп. истцу прекращена
Не согласившись с указанным, истец полагает, что данными действиями ответчика нарушены ее права, в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ причинен материальный ущерб в виде недополученной пенсии в размере "данные изъяты" коп.
На основании изложенного истец просит суд восстановить пенсию за выслугу лет, как муниципальному служащему в прежнем размере "данные изъяты" копеек с ДД.ММ.ГГ и взыскать с Администрации "адрес" недополученную сумму пенсии за выслугу лет в размере "данные изъяты" рубль "данные изъяты" копейки.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве соответчика, привлечено Управление делами администрации "адрес".
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме просила их удовлетворить, пояснила что вынесенное собранием депутатов решение неприменимо к ней, поскольку в отношении нее вопрос уже был разрешен ранее, а указанное решение подлежит применению в отношении лиц вышедших на пенсию после его принятия.
Представитель ответчика администрации "адрес" Карасева Т.Г. с исковыми требованиями не согласилась, полагая что истец неверно истолковывает нормы материального права, в удовлетворении исковых требований просила суд отказать.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Тишковой Л.И. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Тишкова Л.И. просит об отмене решения, принятии нового - об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Приводя нормативное регулирование спорных правоотношений, полагает, что наличие у органов местного самоуправления в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации права самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета, не освобождает их от обязанности по выплате пенсии в установленном законом размере. Решение Славгородского городского собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ не могут быть применены к истцу, поскольку вопрос о назначении пенсии уже был установлен ранее решением Славгородского собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ, распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***-р и заключением комиссии по рассмотрению вопросов о назначении пенсии и индексации пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГ. Данные законодательные акты обратной силы не имеют.
Тишкова Л.И. просила дело рассматривать в ее отсутствие.
Лица, участвующие в деле в "адрес"вой суд не явились при их надлежащем извещении. С учетом п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Разрешая спор, суд установил, что Тишковой Л.И. с ДД.ММ.ГГ назначена пенсия по старости, с ДД.ММ.ГГ - муниципальная пенсия за выслугу лет в размере "данные изъяты" руб., которая в дальнейшем увеличивалась на индекс инфляции.
На момент назначения муниципальной пенсии Тишковой Л.И. действовало Положение о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы "адрес", ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности "адрес", утвержденное решением Славгородского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, которым муниципальная пенсия за выслугу лет устанавливалась в ином порядке.
Решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, п. 2.2. ст. 2 указанного Положения изложен в следующей редакции "2.2 Размер пенсии за выслугу лет, устанавливаемой лицам, указанным в ч. 2.1. настоящей статьи, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, составляет 500 рублей" (л.д. 25-26).
Во исполнение данного решения, распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***-р Тишковой Л.И. установлена пенсия по выслуге лет в размере "данные изъяты" рублей с ДД.ММ.ГГ.
Принимая решение по делу и отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что Решение Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края "О внесении изменений в Положение о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы "адрес", ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности "адрес", принятого решением городского Собрания депутатов от 19.08.2008г. ***" об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы принято в установленном порядке, в пределах полномочий указанного органа и не противоречит положениям федерального законодательства.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Алтайском крае и правовое положение муниципальных служащих Алтайского края урегулированы Закона Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии со статьей 9.2 этого закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих "адрес", в том числе и Тишковой Л.И.
Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих "адрес" по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Алтайского края. Исходя из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, проведение муниципальными образованиями перерасчета размеров таких пенсий в случае изменения органами местного самоуправления правил их исчисления не противоречит названным выше положениям федерального и регионального законодательства.
Доводы жалобы истца о не применении к ней принятого Славгородским городским собранием депутатов решения *** от ДД.ММ.ГГ об изменении размера пенсии не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 ГК РФ не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер, порядок расчета получаемой истцом пенсии изменен на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.
При наличии таких обстоятельств, апелляционная жалоба истца Тишковой Л.И. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Тишковой Л. И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.