Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца С.А.Н. С.Ш.З.о на решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску С.А.Н. к ГУ МВД России по Алтайскому краю о признании приказа незаконным в части, зачете периодов службы в льготном порядке для назначения пенсии и обязании произвести пересчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.А.Н. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Алтайскому краю о признании приказа незаконным в части, зачете периодов службы в льготном порядке для назначения пенсии и возложении на ответчика обязанности произвести пересчет пенсии.
В обосновании требований истец указал, что он в ДД.ММ.ГГ года вышел на пенсию по выслуге лет на основании Приказа ГУ МВД России по АК *** л/с от ДД.ММ.ГГ, согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГ его выслуга лет составила в календарном исчислении 26 лет 06 месяцев 24 дня, в льготном 27 лет 10 месяцев 22 дня. Ответчиком не были зачтены в выслугу лет в льготном исчислении периоды фактического участия в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики из расчета один месяц службы за три месяца, установленные вступившими в законную силу решениями "адрес" суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ по делу *** и от ДД.ММ.ГГ по делу *** г.
Уточнив исковые требования, истец просил признать незаконным приказ ГУ МВД России по АК от ДД.ММ.ГГ *** л/с в части расчета выслуги лет, обязать ответчика зачесть в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Решением "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования истца оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Октябрьский районный суд в своих решениях от ДД.ММ.ГГг. установилфакт участия истца в в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в вышеуказанные периоды. В связи с чем, истец в соответствии с Законом "О противодействии терроризму", постановлениями Правительства от 22.09.1993г. N941, от 09.02.2004 N 65, от 31.03.1994 N 280 от 27.02.2001 N135-9, а также с ч.2 ст. 61 ГПК РФ имеет право на зачет в выслугу лет для назначения пенсии периодов его нахождения в командировках в льготном исчислении.
В суде апелляционной инстанции представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям в ней изложенным. Представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что С.А.Н., являясь участковым уполномоченным милиции, а впоследствии командиром роты ППС милиции "адрес" РОВД "адрес" в ДД.ММ.ГГ.г., на основании приказов ГУВД Алтайского края в период с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГг., а также с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГг. находился в командировках на территории Чеченской Республике, выполняя боевые задачи и иные мероприятия по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики.
Решениями "адрес" суда от ДД.ММ.ГГг. удовлетворены исковые требования С.А.Н. к ГУВД АК, установлен факт участия С.А.Н. в период с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГг. и с ДД.ММ.ГГг. по ДД.ММ.ГГг. в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, взыскана задолженность по денежным выплатам.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований С.А.Н. о возложении обязанности на Управление зачесть в выслугу лет для назначения пенсии периоды его нахождения в командировках в льготном исчислении, суд первой инстанции со ссылкой на нормы права указал, что в выслугу лет для назначения пенсий в порядке один день службы за три дня подлежат включению только периоды непосредственного участия в проведении контртеррористической операции, подтвержденные соответствующими приказами.
Судебная коллегия по гражданским делам считает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии у истца права на включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов нахождения в командировках в условиях вооруженного конфликта из расчета один месяц службы за три месяца основаны на правильном применении и толковании норм материального права, устанавливающих обязательные условия предоставления военнослужащим указанной гарантии, а доводы представителя истца признает необоснованными.
Так, Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I), устанавливает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (части 1 и 2 статьи 2 Закона).
Действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (статья 8 Закона).
Согласно статье 7 Закона N 4328-I определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и установление порядка предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных данным Законом, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее - постановление Правительства N 280).
Пунктом 2 постановления Правительства N 280 предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" (далее - постановление Правительства. N 1210) вся территория Чеченской Республики была отнесена к зоне вооруженного конфликта, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации N 4328-I от 21 января 1993 г., в том числе в части зачета в выслугу лет для назначения пенсии одного месяца военной службы за три месяца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" (далее - постановление Правительства N 896) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210, и постановленоотнести к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. (пункт 1 постановления Правительства N 896).
Далее.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-I).
В статье 1 Закона N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
Согласно части 3 статьи 18 Закона N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях, один день службы за три дня, время непосредственного участия, в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г. (подпункт "е" введен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 651, вступившим в силу с 1 января 2007 года).
Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях", утратившим силу с 9 июля 2007 г., было предусмотрено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
Подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предусмотрено засчитывать указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к проведению контртеррористических операций, и непосредственно в них участвовали в конкретные дату или периоды.
Сам по себе факт нахождения истца в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России, направленного для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций (за исключением включенных ответчиком согласно приказам), состав участников и зона проведения которых определяется соответствующими приказами, не может являться основанием для признания его участвовавшим в боевых действиях и контртеррористических операциях в остальное время.
Ссылка истца на преюдициальное значение вступивших в законную силу решений "адрес" суда от ДД.ММ.ГГг. является несостоятельной, поскольку указанными решениями разрешался вопрос о взыскании денежных выплат за период пребывания истца в командировке в ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ.г., а не включения указанных периодов в его выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении норм материального или процессуального права, жалобы не содержат.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца С.А.Н. С.Ш.З.о на решение - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.