Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску прокурора "адрес" в интересах Ш.А.П. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. работала воспитателем детского сада государственного предприятия "Птицефабрика Комсомольская". С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. работала воспитателем МДОУ "Родничок". Общий педагогический стаж Ш.А.П. в сельской местности составляет 14 лет 3 месяца 5 дней. С ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. является получателем пенсии по выслуге лет. ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. обратилась в Управление социальной защиты населения по "адрес" Алтайского края (далее - Управление) с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности. Решением Управления от ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки по причинам недостаточности стажа педагогической работы в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор, действуя в интересах Ш.А.П., обратился в суд с иском к Управлению, в котором просил признать за Ш.А.П. право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, обязать Управление назначить Ш.А.П. указанную компенсацию с ДД.ММ.ГГ.
Решением "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора удовлетворены.
За Ш.А.П. признано право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность назначить с ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, проживающему в сельской местности.
В апелляционной жалобе Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом п.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", поскольку указанной нормой право на получение компенсации предусмотрено только для работающих педагогов, на педагогических работников, вышедших на пенсию, такое право не распространено.
Также указывает, что в Алтайском крае порядок и условия предоставления рассматриваемой компенсации регламентированы Законом Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99. Данные нормативные акты содержат улучшающую норму, так как предусматривают возможность получения компенсации сельским педагогам-пенсионерам.
Детский сад государственного предприятия "Птицефабрика Комсомольская" является ведомственным учреждением, не имел статуса краевого или муниципального образовательного учреждения, поэтому стаж работы Ш.А.П. в данном учреждении не может быть учтен при определении права на компенсацию.
Судом не принят во внимание тот факт, что Ш.А.П. обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру в первые в ДД.ММ.ГГ года, в связи с чем ее право может быть рассмотрено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Кроме того, Ш.А.П. не был представлен предусмотренный п. 6 указанных Правил документ, подтверждающий получение ею на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников.
Таким образом, оснований для представления компенсации истцу не имелось. Данная правовая позиция подтверждается практикой Верховного суда Российской Федерации.
Кроме того, указывает на необоснованное применение судом подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР N 255 от 04 мая 1971 года, поскольку данный документ с 11 июля 2015 года утратил силу на территории Российской Федерации.
Судом не принято во внимание, что само по себе получение мер социальной поддержки работающим педагогом не влечет перехода права на получение указанных мер после выхода педагога на пенсию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Ш.А.П. против удовлетворения жалобы возражала, прокурор М.Е.Ю. также полагала, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. работала воспитателем детского сада "Птицефабрики Комсомольская". ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. принята на должность воспитателя в МДОУ "Родничок", где проработала до ДД.ММ.ГГ.
Согласно справке Управления пенсионного фонда России в "адрес" Алтайского края с ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. установлена пенсия по старости.
Из ответа Управления социальной защиты на селения по "адрес" следует, что по ДД.ММ.ГГ Ш.А.П. являлась получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как работающий педагог.
Разрешая спор, установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом отметил, что действовавшее в период работы истца в детском саду "Птицефабрики Комсомольская" законодательство не ограничивало круг педагогических работников, пользующихся мерами социальной поддержки, организационно-правовой формой образовательного учреждения, в котором они работали, в связи с чем период работы истца в вышеуказанном учреждении подлежит зачету в педагогический стаж, необходимый для получения мер социальной поддержки.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных этим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно п.8 ст.47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", действовавшим до 01 сентября 2013 года, образовательным признавалось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным учреждениям относятся и дошкольные.
Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ).
Во исполнение ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" принят Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление администрации Алтайского края от 07 декабря 2009 года N 515 и от 29 февраля 2012 года N 99).
Согласно названным правовым актам в Алтайском крае с 01 января 2005 года компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условий наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получения на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с 01 января 2012 года при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.
В силу п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99, распространивших свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Между тем, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения.
Таким образом, истец, являясь пенсионером, ранее отработавшая не менее 10 лет педагогическим работником в сельской местности и получающая на момент выхода на пенсию спорную компенсацию, вопреки доводам жалобы, приобрела право на получение указанных льгот по оплате жилья и отопления и освещения.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки, в связи с выходом на пенсию, а также о том, что получение мер социальной поддержки работающим педагогом не влечет перехода права на получение указанных мер после выхода педагога на пенсию, признаются несостоятельными.
При этом ссылка в жалобе на то, что подпункт "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР N 255 от 04 мая 1971 года утратил силу, не влияет на законность постановленного судом решения.
Указанное Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255, которым было установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет, действительно утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года N 634.
Вместе с тем, данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 года N 154/12-22, которым утверждены Разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", действующие в настоящее время.
Доводы жалобы о том, что при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении льгот Ш.А.П. не предоставила документ, подтверждающий получение ею на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, не являются основанием для отмены решения суда.
Получение истцом на момент выхода на пенсию денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения подтверждается вышеуказанным ответом Управления социальной защиты на селения по "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***, из чего следует, что ответчик располагал сведениями о получении истцом на момент выхода на пенсию денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Довод жалобы о необходимости принятия во внимание правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-Г11-11, от ДД.ММ.ГГ ***-АПГ15-11 судебной коллегией отклоняется, поскольку данные определение постановлены по иным фактическим обстоятельствам.
Относительно доводов жалобы о том, что к отношениям по предоставлению проживающему в сельской местности педагогу на пенсии компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения следует применять нормы действующего законодательства, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В период работы истца (с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ) в детском саду государственного предприятия "Птицефабрика Комсомольская" действовало иное законодательство, в частности, Закон от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", ст. 55 которого не содержала условия относительно организационно-правовой формы образовательное учреждения, в котором работал педагог. Более того, ст. 12 указанного Закона предусматривалось, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Таким образом, применение судом законодательства, утратившего силу, но действовавшего в период работы истца, в целях защиты интересов последнего, является обоснованным и не противоречит Конституции Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в решения мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и верном применении норм материального права.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Коняева З.А. Дело 33-12914/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
30 ноября 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску прокурора "адрес" в интересах Ш.А.П. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение "адрес" суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.