Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Кривцовой О.Ю.
Хакимова А.Р.
при секретаре Валеевой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Камаловой В.Р. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на " ... " лет,
по апелляционным жалобам администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от " ... "
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы обратился в суд в интересах Камаловой В.Р. с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на " ... " лет.
В обоснование исковых требований указал следующее.
В ходе проверки установлено, что Камалова В.Р. является лицом, оставшимся без попечения родителей, собственником объектов недвижимости не является, жилья не имеет; принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По утверждению истца, ответчиком возложенная на него обязанность по обеспечению Камаловой В.Р. таким жилым помещением до настоящего времени не исполнена.
Просил суд возложить на ответчика обязанность предоставить Камаловой В.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте г. Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее " ... " кв.м., а также заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на " ... " лет.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от " ... " (с учетом исправления описки " ... ") данные требования истца были удовлетворены, на ответчика возложена обязанность предоставить Камаловой В.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте " ... " Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления (но не менее " ... " кв.м.), а также заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит решение суда отменить, указала, что в силу действующего законодательства обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поэтому считает, что администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан надлежащим ответчиком по делу не является. Также полагает необоснованным вывод суда о нарушении прав Камаловой В.Р. по тем основанием, что в связи с внесением изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации дети - сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения, сроки предоставления им таких помещений законом не определены.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Башкортостан просит решение суда отменить, считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. Полагает, что подтвержденное материалами дела наличие у Камаловой В.Р. статуса студента ФГБОУ ВПО БГПУ им. Акмуллы в силу закона свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по обеспечению ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; судом не выяснен вопрос о наличии либо отсутствии у Камаловой В.Р. права собственности на жилое помещение именно на дату подачи заявления, имеющий юридическое значение для разрешения настоящего спора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом, закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статьям 1, 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 2 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 08 июня 2006 г. N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ" (в редакции, действовавшей до " ... ") было установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до " ... " кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Аналогичные положения содержатся и в настоящей редакции пункта 2 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 08 июня 2006 г. N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ": норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно пунктам 8.1-8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 г. N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан", жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются:
а) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
б) детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно:
а) общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение;
б) жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что государственные полномочия по обязательному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложены на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, однако в отношении Камаловой В.Р. указанные обязанности ответчиком в настоящее время не исполнены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, из материалов дела усматривается, что матерью Камаловой В.Р., " ... " года рождения, является Камалова А.Р.; отец отсутствует (л.д. 17).
Вступившим в законную силу решением Бакалинского районного суда Республики Башкортостан от " ... " Камалова А.Р. лишена родительских прав в отношении своей дочери Камаловой В.Р. (л.д. 21-22).
В период с " ... " по " ... " Камалова В.Р. воспитывалась в Башкирском республиканском детском " ... " и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 16).
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан " ... " " ... " Камалова В.Р. принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 10).
Судом установлено, что Камалова В.Р. какого - либо закрепленного за ней жилья не имеет, собственником объектов недвижимости не является (л.д. 24, 26, 36).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время Камалова В.Р. жилья не имеет, принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако жилым помещением не обеспечена.
Также судом были приняты во внимание те обстоятельства, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы, действующего в интересах Камаловой В.Р.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о том, что администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан надлежащим ответчиком по делу не является, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Так, анализ положений статей 1, 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", при установленных судом обстоятельствах свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, обязанности по предоставлению Камаловой В.Р. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о том, что в связи с внесением изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации дети - сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, утратили право на внеочередное получение жилого помещения, сроки предоставления им таких помещений законом не определены, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, об отсутствии у администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанности обеспечить Камалову В.Р. жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства не свидетельствуют.
Кроме того, каких - либо суждений о предоставлении Камаловой В.Р. данного жилого помещения во внеочередном порядке обжалуемое решение не содержит, данных требований истцом не заявлялось.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан о том, что подтвержденное материалами дела наличие у Камаловой В.Р. статуса студента ФГБОУ ВПО БГПУ им. Акмуллы в силу закона свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по обеспечению ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; судом не выяснен вопрос о наличии либо отсутствии у Камаловой В.Р. права собственности на жилое помещение именно на дату подачи заявления, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Так, распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан " ... " " ... " Камалова В.Р. принята на учет для получения жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 10).
При этом, формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного, наличие у Камаловой В.Р. статуса студента ФГБОУ ВПО БГПУ им. Акмуллы не свидетельствовало об отсутствии у ответчика обязанности по обеспечению ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; у суда не имелось оснований для дополнительного истребования сведений о наличии либо отсутствии у Камаловой В.Р. права собственности на жилое помещение именно на дату подачи заявления.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановленос соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: О.Ю. Кривцова
А.Р. Хакимов
Справка: судья Э.Р. Кадырова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.