Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурмухаметовой Р.Р.
судей: Гильмановой О.В.,
Демяненко О.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.О.П - представителя ОАО "Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан" Ш.Д.Р. на решение Калининского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковые требования В.Н.Ф. к открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан" о перерасчете платы за отопление и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО "Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан" в пользу В.Н.Ф. переплату за отопление в 2009 - 2011 годы в сумме 8794 рубля 82 копейки, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 4897 рублей 41 копейка.
В удовлетворении остальной части исковых требований В.Н.Ф. к Управлению жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан - отказать.
Взыскать с ОАО "Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан" госпошлины в местный бюджет 651 рубль 79 копеек.
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Н.Ф. обратилась в суд с иском неоднократным уточнением требований в порядке ст.39 ГПК РФ к ОАО "УЖХ адрес ГО адрес" о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в невозврате переплаты за 2009-2011 годы, о взыскании суммы переплаты за отопление за данный период в сумме 8794 руб. 82 коп., компенсации морального вреда в размере 2000 рублей, указав, что она является собственником адрес многоквартирном адрес, который находится в управлении ОАО "УЖХ адрес". Ответчик, вопреки требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не производил корректировку платы за отопление. В связи с этим просит суд признать незаконными действий ОАО "УЖХ адрес городского округа адрес РБ", выразившихся в несвоевременном возврате суммы переплаты за отопление за 2009 - 2011 годы. При этом истица заявила ходатайство о восстановлении срока исковой давности, указав в качестве уважительной причины возможность изучения финансовых документов (квитанции, платежных документов по ЖКУ, тарифов и методику расчета платы) только избрания её на должность председателя совета дома.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
П.О.П, не согласившись с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске в связи с пропуском срока исковой давности, о чем было заявлено в ходе рассмотрения дела, поскольку истица знала о нарушенном праве из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг. Истица знала о пропуске срока исковой давности, в связи с этим заявила ходатайство о восстановлении его, ссылаясь на избрание её на должность председателя совета дата, что нельзя расценить как уважительная причина.
Изучив материалы дела, выслушав П.О.П - представителя ОАО "Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан", В.Н.Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Указанный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии с дата.
Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, в том числе услуги по отоплению, регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в том числе и отопление) в сторону увеличения или уменьшения.
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.
Удовлетворяя требование истицы о взыскании суммы корректировки за отопление за период с 2009 года по 2011 год, суд исходил из отсутствия корректировки платы по дому, обосновав выводы письменным ответом ответчика от 05 ноября 2014 года N14604 на запрос истицы (л.д.30, копия).
Действительно, из ответа ОАО "Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес Республики Башкортостан" от дата следует, что за 2009 год, 2011 год корректировка платы по дому по статье "отопление" не производилась.
Вместе с тем, с выводом о взыскании суммы корректировки платы за отопление за 2010 год нельзя согласиться.
В силу пп. "а" пункта 19 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам") при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N2 к настоящим Правилам.
Таким образом, корректировка размера платы за отопление производится ежегодно.
Как следует из имеющегося в материалах дела ответа Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан от 12 декабря 2014 года N3403 на обращения истицы, корректировка (возврат) платы по услуге "отопление" начиная с 2010 года произведена ответчиком исходя из норматива отопления, относительно периодов за 2009, 2011 годы инспекция указывает на пропуск В.Н.Ф. срока исковой давности.
Согласно статье 196 ГПК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
С требованием о корректировке (возврате) сумм по отоплению согласно представленным расчетам за 2009 - 2011 год истцы обратились дата, то есть с пропуском срока исковой давности.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 года N452-О-О, истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 ГК Российской Федерации). В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 ГК РФ).
Истица с упомянутым иском одновременно заявила ходатайство о восстановлении срока, указав в качестве уважительных причин назначение её на должность председателя совета дома только с дата, с которого изучила квитанции, платежные документы по ЖКУ, тарифы и методику их расчетов; после проверки расчетов выявила нарушение начисления размера платы за отопление, чем были нарушены её права как потребителя (л.д.8).
В заседании судебной коллегии она привела данный аргумент в обоснование уважительности причины пропуска срока исковой давности.
Между тем, доводов истицы нельзя расценивать как уважительные, поскольку в квитанциях на оплату коммунальных услуг за спорные периоды указывалась также оплата за отопление, которых истица получала ежемесячно, что не оспаривалась ею.
Таким образом, истица не могла не знать, что корректировка не была произведена, тогда как, в суд обратилась с настоящим иском за пределами трехлетнего срока исковой давности, установленного ст.196 ГК РФ.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отклонения иска.
Поскольку стороной ответчика заявлено о пропуске срока исковой давности, судебная коллегия, с учетом требований пункта 2 статьи 199 ГК РФ, приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований В.Н.Ф. подлежит отказать, в связи с чем решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
В иске В.Н.Ф. к открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства адрес городского округа город Уфа Республики Башкортостан" о перерасчете платы за отопление и компенсации морального вреда - отказать.
Председательствующий: Р.Р. Нурмухаметова
Судьи: О.В. Гильманова
О.В. Демяненко
Справка: судья Сафиуллина Н.Ш.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.