Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Науширбановой З.А.,
судей: Идрисовой А.В., Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Республике Башкортостан на решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Республике Башкортостан к Егорову А.В. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам, пени по указанным налогам.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., пояснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Республике Башкортостан - Галановой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 31 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Егорову А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 40800 руб., пени по транспортному налогу в размере 172,52 руб., задолженности по земельному налогу в размере 59 руб., пени по земельному налогу в размере 0,25 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик Егоров А.В. является собственником транспортного средства и соответственно плательщиком транспортного налога, кроме того собственником земельного участка и соответственно плательщиком земельного налога, которые не были уплачены в срок, предусмотренный законодательством для исполнения обязанности по уплате налогов.
Решением Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Республике Башкортостан к Егорову А.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального, процессуального права. Не соглашается с выводом суда о пропуске срока обращения в суд, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На заседание судебной коллегии не явился административный ответчик, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в полном объеме, законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Отказывая Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Республике Башкортостан в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с исковыми требованиями.
Данный вывод судом первой инстанции сделан с нарушением норм материального права и неправильным определением юридически значимых обстоятельств по делу.
Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установилспециальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Согласно материалов дела Егорову А.В. на праве собственности принадлежит автомобиль марки ... , легковой, 272 л.с., г.р.з. N ... , и земельный участок, расположенный по адресу: адрес.
Как следует из материалов дела, 18 февраля 2015 года Межрайонная ИФНС N 31 по Республике Башкортостан обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Егорова А.В. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам и пени.
13 марта 2015 года мировым судьей судебного участка N 3 по Калининскому району города Уфы Республики Башкортостан выдан судебный приказ о взыскании задолженность по транспортному налогу в размере 40800 руб., пени по транспортному налогу в размере 18061,70 руб., задолженность по земельному налогу в размере 59 руб., пени по земельному налогу в размере 0,59 руб.
Определением мирового судьи 03 августа 2015 года судебный приказ от 13 марта 2015 года отменен в соответствии со ст. 129 ГПК РФ.
27 января 2016 года направлено и 01 февраля 2016 года в суд поступило настоящее административное исковое заявление. Таким образом, административное исковое заявление подано в суд в сроки, установленные абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ.
Поскольку по данному административному делу при принятии судом решения имели место неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение норм материального права, то решение подлежит отмене с разрешением дела по существу.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на соответствующем праве - праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ч. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ч. 1 ст. 391 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).
В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1, п. 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном приведенными выше нормами ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчиком не оплачены транспортный и земельный налоги, начисленные по ним пени в связи с несвоевременной уплатой указанных налогов.
Разрешая вопрос об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия руководствуется указанными нормами Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Из материалов дела следует, что налоговым органом административному ответчику направлено требование об уплате транспортного и земельного налогов за 2014 г. N N ... по состоянию на 27 ноября 2014 года: задолженность по транспортному налогу в размере 40800 руб., пени по транспортному налогу в размере 172,52 руб., задолженность по земельному налогу в размере 59 руб., пени по земельному налогу в размере 0,29 руб. В установленный срок налоги и начисленные пени Егоровым А.В. не оплачены. Доказательств оплаты ответчиком указанных выше налогов в ином размере суду не представлено.
Налоговым органом административному ответчику Егорову А.В. направлено налоговое уведомление N N ... об уплате земельного налога за 2014 г. в размере 59 руб., что подтверждается почтовым реестром от 13.07.2014 г.
Налоговым органом административному ответчику Егорову А.В. направлено налоговое уведомление N N ... об уплате транспортного налога за 2014 г. в размере 40800 руб., что подтверждается почтовым реестром от 21.06.2014 г.
Согласно расчета суммы пени истец просит взыскать с ответчика пени по транспортному налогу за период с 05 ноября 2014 года по 21 ноября 2014 года в сумме 172,52 руб., пени по земельному налогу за период с 05 ноября 2014 года по 21 ноября 2014 года в сумме 0,25 руб.
Судебной коллегией проверен расчет суммы задолженности по налогам и пени, представленный административным истцом, признан арифметически верным, поэтому с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию: задолженность по транспортному налогу в размере 40800 руб., пени по транспортному налогу в размере 172,52 руб., задолженность по земельному налогу в размере 59 руб., пени по земельному налогу в размере 0,25 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования о взыскании налогов и пени подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1430,95 руб. пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06 апреля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Республике Башкортостан к Егорову А.В. удовлетворить.
Взыскать с Егорова А.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Республике Башкортостан задолженность по транспортному налогу в размере 40800 руб., пени по транспортному налогу в размере 172,52 руб., задолженность по земельному налогу в размере 59 руб., пени по земельному налогу в размере 0,25 руб.
Взыскать с Егорова Андрея Владимировича в федеральный бюджет госпошлину в размере 1430,95 руб.
Председательствующий: З.А. Науширбанова
судьи: А.В. Идрисова
Ю.Ю. Троценко
справка: судья Фаршатова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.