Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре С.
с участием представителя административного истца Шапошниковой Г.С., представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по доверенности Габдрафиковой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "ОргНефтеГаз" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "ОргНефтеГаз" (далее - ООО НПО "ОргНефтеГаз", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 мая 2016 года в размере 8 400 000 руб.
В обоснование заявленных требований общество указало, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... составляет 32 995 293,34 руб., которая не соответствует его рыночной стоимости в размере 8 400 000 руб., определенной в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка N ... , выполненном ООО "Центр-Консалтинг", что нарушает его права как арендатора и ведет к уплате арендных платежей в завышенном размере.
В судебном заседании Шапошникова Г.С., представляющая интересы ООО НПО "ОргНефтеГаз" по доверенности N ... года поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы в размере 8 620 000 руб., не поддержав ранее представленный отчет об оценке.
Представитель Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по доверенности от ... Габдрафикова Г.Ф., она же представляющая интересы Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по доверенности от 11 января 2016 года N 18Д в судебном заседании просила при принятии решения учесть, что удовлетворение заявленных требований повлияет на поступления доходов в бюджет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя ООО НПО "ОргНефтеГаз" по доверенности Шапошникову Г.С., представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (арендодателем) и ООО НПО "ОргНефтеГаз" (арендатором) 15 июня 2016 года заключен договор N 557-16 аренды земельного участка с кадастровым номером N ... Срок действия договора установлен с 16 февраля 2016 года до 16 февраля 2019 года, расчет арендной платы, взимаемой за пользование земельным участком, производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 18-23).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N ... данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: предпринимательство, поставлен на государственный кадастровый учет 31 марта 2015 года (л.д. 25-26).
Постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 5860 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа Уфа Республики Башкортостан" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в границах городского округа Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 12 октября 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... составляет 32 995 293,34 руб. и определена она по состоянию на 18 мая 2016 года (т. 1 л.д. 24).
Из ответа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан N 10079 от 15 ноября 2016 года на запрос суда следует, что земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 30 января 2015 года. При постановке на государственный кадастровый учет у данного земельного участка отсутствовал вид разрешенного использования. Постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 16 февраля 2016 года N 186 по указанному земельному участку установлен вид разрешенного использования: предпринимательство, в связи с чем был произведен расчет кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 по состоянию на 18 мая 2016 года в размере 32 995 293,34 руб. (л.д. 160-161).
Таким образом, спорный земельный участок с видом разрешенного использования: предпринимательство не вошел в перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость земельного участка определена Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан по состоянию на 18 мая 2016 года (дата внесения сведений о виде разрешенного использования земельного участка).
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как арендатора, обратился с указанным выше административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истцом представлен отчет N N ... , выполненный ООО "Центр-Консалтинг", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 18 мая 2016 года составляет 8 400 000 руб. (л.д. 27-117).
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ООО НПО "ОргНефтеГаз" 8 сентября 2016 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года. N П/454 (далее Комиссия). Решением Комиссии N 689 от 4 октября 2016 года заявление административного истца отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (л.д. 120-122).
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2016 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Центр кадастра оценки права" эксперту ГКЛ
Согласно заключению эксперта ГКЛ. N ... года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 18 мая 2016 года составляет 8 620 000 руб. (л.д.166-222).
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости земельного участка. При исследовании эксперт применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков города Уфы и Республики Башкортостан. В качестве аналогов объекта оценки выбраны четыре объекта сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки, на различия между объектом оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки, в частности, на вид права, торг, местоположение, площадь, с обоснованием применения каждой корректировки, приведены расчеты и имеются ссылки на источники информации.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
Суд также учитывает, что лица, участвующие в деле были судом извещены заблаговременно и надлежащим образом, соответственно, имели возможность ознакомиться с материалами дела, в том числе с заключением судебной экспертизы, представить свои возражения, доказательства, однако своим правом не воспользовались.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности имеют специальный характер и не ограничивают правообладателей земельных участков в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца как арендатора земельного участка, поскольку определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на его обязанность по уплате арендных платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе экспертное заключение N ... года, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 мая 2016 года в размере 8 620 000 руб.
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае общество обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию 8 сентября 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "ОргНефтеГаз" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 мая 2016 года в размере 8 620 000 руб.
Датой подачи заявления считать 8 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.