Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Юлдашева Р.Х.,
членов президиума: Иващенко В.Г., Канбекова И.З.,
Леонтьева С.А., Васильевой Е.Г.,
Шакирова Р.С.,
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухорукова А.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай Республики Башкортостан о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
переданное для рассмотрения определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гадиева И.С. от 22 ноября 2016 года,
по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай Республики Башкортостан Зулькарнаева И.Ф., поданной 16 сентября 2016 года,
на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 5 мая 2016 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гадиева И.С., президиум
установил:
Сухоруков А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай Республики Башкортостан (далее также - ГУ УПФ России в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указал на то, что ответчик отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии в связи с его работой на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), при этом не включил в специальный стаж периоды его работы в качестве водителя пожарного автомобиля отдельного поста пожарной части отряда ГПС с 10 сентября 1990 года по 31 декабря 2008 года (18 лет 3 месяца 22 дня), нахождения на курсах повышения квалификации с 10 января 2013 года по 12 апреля 2013 года (3 месяца 3 дня).
Просил обязать ответчика включить в специальный стаж, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанные периоды его работы и нахождения на курсах повышения квалификации, назначить ему досрочную страховую пенсию с момента обращения за ее назначением - с 2 ноября 2015 года.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 5 мая 2016 года исковые требования Сухорукова А.Н. удовлетворены частично:
признано незаконным решение ГУ УПФ России в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ N ... от дата в части невключения в специальный стаж работы Сухорукова А.Н. периодов: с 10 сентября 1990 года по 30 сентября 2005 года, с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года (16 лет 22 дня) работы в качестве водителя пожарного автомобиля; с 10 января 2013 года по 12 апреля 2013 года (3 месяца 3 дня) - нахождения на курсах повышения квалификации;
на ГУ УПФ России в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ возложена обязанность включить указанные периоды работы и нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы;
в остальной части исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июня 2016 года решение суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж периода работы Сухорукова А.Н. с 1 октября 2005 года по 31 декабря 2007 года в качестве водителя пожарного автомобиля отдельного поста ПЧ 149 по охране промышленных объектов в с. Петровское ГУ ОПС-14 и в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости отменено, в отмененной части принято новое решение, которым на ГУ УПФ России в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ возложены обязанности включить указанный период работы в специальный стаж работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 2 ноября 2015 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай Республики Башкортостан Зулькарнаев И.Ф. просит отменить состоявшиеся судебные постановления. Полагает, что период работы истца в качестве водителя пожарного автомобиля отдельного поста пожарной части отряда противопожарной службы с 10 сентября 1990 года по 31 декабря 2008 года не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, поскольку отряд не входил в систему МЧС России.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гадиева И.С. от 22 ноября 2016 года дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания президиума Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом. На основании статьи 385 ГПК Российской Федерации президиум считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ГУ УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ Коноваленко С.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм права.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 2 ноября 2015 года Сухоруков А.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ N ... от дата отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ. При этом период работы водителем пожарного автомобиля отдельного поста пожарной части отряда ГПС с 10 сентября 1990 года по 31 декабря 2008 года в специальный стаж работы включен не был со ссылкой на то, что отряд не входит в систему МЧС России, а является структурным подразделением противопожарной службы Республики Башкортостан, а также со ссылкой на то, что индивидуальные сведения страхователем представлены без кода "особые условия труда". Также не был включен в специальный стаж работы период нахождения на курсах повышения квалификации с 10 января 2013 года по 12 апреля 2013 года, как не предусмотренный пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по предоставлению правильных достоверных сведений персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем периоды с 10 сентября 1990 года по 30 сентября 2005 года и с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года подлежат включению в специальный стаж работы; период нахождения на курсах повышения квалификации с 10 января 2013 года по 12 апреля 2013 года приравнивается к периоду работы, в указанный период за истцом сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем время нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит включению в специальный стаж работы истца.
При этом суд отказал в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периода работы с 1 октября 2005 года по 31 декабря 2007 года в качестве водителя пожарного автомобиля со ссылкой на то, что в указанное время истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Установив, что стаж работы истца в системе МЧС России на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии составляет менее требуемых 25 лет, суд отказал также в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж периода работы истца с 1 октября 2005 года по 31 декабря 2007 года, назначении досрочной страховой пенсии и принимая в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что характер работы, должностные обязанности, условия работы истца в указанный период и в период работы с 1 января 2009 года в ГУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан" не изменились, при этом пенсионным органом работа в ГУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан" бесспорно включена в специальный стаж; на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец работал в ФГКУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы Республики Башкортостан", которое входит в состав МЧС России.
Между тем с такими выводами суда апелляционной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Согласно статьям 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 года по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В данном определении Конституционного Суда Российской Федерации отмечено, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы судом апелляционной инстанции не применены к спорным правоотношениям, в связи с чем апелляционное определение законным быть признано не может.
Также судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права.
Так, суд первой инстанции, принимая решение о включении в специальный стаж истца периодов его работы с 10 сентября 1990 года по 20 сентября 2005 года, с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года, не установилобстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения дела: работал ли истец в указанные периоды времени на должностях федеральной противопожарной службы.
Суд апелляционной инстанции в нарушение положений части 4 статьи 198, статьи 327, части 2 статьи 329 ГПК Российской Федерации данное обстоятельство также не установил, не указал мотивы, по которым отклонил доводы апелляционной жалобы ГУ УПФ России в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ о том, что отряд противопожарной службы, в котором истец работал в указанные периоды, не входил в систему МЧС России, а являлся структурным подразделением противопожарной службы Республики Башкортостан, ограничившись ссылкой на то, что отсутствуют правовые основания для иной оценки доказательств.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК Российской Федерации), апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, правильно
определить обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности установить работал ли истец в указанные периоды времени на должностях федеральной противопожарной службы, верно применить нормы материального права, при этом принять во внимание положения пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437, и разрешить дело в строгом соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 388 и 390 ГПК Российской Федерации, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июня 2016 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.