Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 01 декабря 2016 г. по делу N 33-385/2016
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Никитчука И.В. и Пересады А.Н., при секретаре Григорьевой А.В., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - командира войсковой части Р на решение 40 гарнизонного военного суда от 16 сентября 2016 года, которым удовлетворено исковое заявление гражданки Чашковой В. В.ы к филиалу "войсковая часть _" федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее по тексту - войсковая часть _) о взыскании единовременного пособия при рождении ребенка.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н., судебная коллегия, -
установила:
Чашкова, работающая по трудовому договору юрисконсультом войсковой части _, дислоцирующейся на территории Республики Казахстан, обратилась в суд с иском, в котором, с учетом уточнения своих требований, просила взыскать с ответчика в ее пользу единовременного пособия при рождении ребенка.
Решением суда иск Чашковой удовлетворен и с ответчика в ее пользу взыскано указанное пособие в размере 17 839 рублей 55 копеек.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, командир войсковой части _ в апелляционной жалобе просит его отменить и производство по делу прекратить.
Автор жалобы, ссылаясь на ст. 3 Соглашения от 9 сентября 1994 года "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" (далее по тексту - Соглашение), утверждает, что истец имеет право на получение оспариваемого пособия в размерах и порядке, определяемых национальным законодательством страны пребывания, т.е. Республики Казахстан, однако суд разрешилее исковые требования исходя из законодательства Российской Федерации.
В заключение автор жалобы обращает внимание на то, что оспариваемое решение противоречит п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которой установлено, что если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства дела судом установлены всесторонне, полно и объективно, что не оспаривается и в апелляционной жалобе, а ее доводы сводятся лишь к несогласию с примененными судом нормами материального права, поскольку, по мнению ее автора, суд в соответствии с вышеупомянутым Соглашением, при исчислении размера пособия и его выплаты должен был руководствоваться законодательством Республики Казахстан, предусматривающего оспариваемую выплату в меньшем, чем предусмотрено российским законодательством размере.
Как установлено по делу Чашковой, работающей по трудовому договору в войсковой части _, которая дислоцируется в _ Республики Казахстан, начислено, но не выплачено единовременное пособие при рождении ребенка, составляющее 17 839 рублей 55 копеек (л.д. 37), поскольку выплата указанного пособия, согласно разъяснениям довольствующего органа, должна производится в порядке и размере, установленных в стране пребывания.
В апелляционной жалобе правильно указывается, что в соответствии со ст. 3 Соглашения социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях - в порядке, предусмотренном для граждан Стороны пребывания. Правильно указано в жалобе и то, что п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определяет, что если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Между тем, при принятии решения суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей на условиях, установленных законом, а согласно ст. 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", действие данного закона распространяется, в т.ч. на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Правильно в решении суда указано и то, что иной подход к производству оспариваемой выплаты лицам из числа гражданского персонала воинских формирований, находящихся за границей, ставил бы граждан, проходящих службу в них, в неравное положение по сравнению с гражданами Российской Федерации, проживающими на ее территории и получающими оспариваемое пособие в порядке и размерах, предусмотренных законодательством РФ.
Кроме того, давая такую оценку содержащемуся в апелляционной жалобе утверждению, судебная коллегия исходит из того, что вопрос конкуренции норм права по делам оспариваемой категории нашел свое разрешение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2000 года N 134-О по запросу военного суда - войсковая часть _ о проверки конституционности абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с п. 4 которого особый правовой статус, которым обладают военнослужащие, обусловлен необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества, закрепленных в статье 59 Конституции Российской Федерации. В силу этого, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами), военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.
Как указывается в этом же определении, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в статьях 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом (статья 39, части 1 и 2).
При таких обстоятельствах содержащийся в апелляционной жалобе довод о якобы ошибочном применении судом первой инстанции норм материального права, является несостоятельным.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение 40 гарнизонного военного суда от 16 сентября 2016 года, которым удовлетворено исковое заявление гражданки Чашковой В. В.ы к филиалу "войсковая часть _" федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" о взыскании единовременного пособия при рождении ребенка, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.