Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 22 ноября 2016 г. по делу N 33а-292/2016
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Никитчука И.В. и Пересады А.Н., при секретаре Овчинниковой Е.Ю., с участием административного истца Ляшенко И.А., в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 94 гарнизонного военного суда от 8 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащей Ляшенко И. А. об оспаривании действий начальника _ отдела ФГКУ "данные изъяты" ФГКУ "ЗРУЖО" "данные изъяты", связанных с отказом в предоставлении жилого помещения в собственность и исключением ее с членами семьи из единого жилищного реестра.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н. и выступление административного истца в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ляшенко обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения своих требований, просила признать незаконным и отменить решение начальника _ отдела ФГКУ "ЗРУЖО" от 15 декабря 2015 года N1/ТС/564/О и возложить на это должностное лицо обязанность восстановить ее с членами семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее по тексту - Реестр), и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ей и членам ее семьи в собственность бесплатно двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: _
Суд первой инстанции в удовлетворении требований административного истца отказал.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, административный истец Ляшенко в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение - об удовлетворении ее требований.
В обоснование жалобы Ляшенко указывает, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального и процессуального права и определение имеющих значение обстоятельств, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В обосновании жалобы ее автор указывает, что она оспорила в суд действия должностного лица жилищного органа лишь в части исключения ее из Реестра, однако, подменив предмет спора по делу, суд первой инстанции также дал оценку и правильности ее нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В суде второй инстанции Ляшенко апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям поддержала. При этом административный истец отметила, что поскольку исковые требования ее дочери к Департаменту имущественных отношений МО РФ и Департаменту жилищного обеспечения МО РФ по вопросу передачи жилого помещения в государственную собственность и заключении с ней договора социального найма в полном объеме удовлетворены, то в случае предоставления ей жилого помещения по избранному месту жительства, она может сдать ранее выделенную ей квартиру жилищному органу Министерства обороны РФ.
Выслушав выступление участвующего в судебном заседании лица, изучив доводы апелляционной жалобы и рассмотрев материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спорные правоотношения и принимая решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил лишь из того, что ранее полученное от военного ведомства жилое помещение Ляшенко сдать не может, а поэтому каких-либо оснований для нахождения ее на жилищном учете не имеется, т.е. тех же обстоятельств, которые явились основанием для принятия начальником _ отдела ФГКУ "ЗРУЖО" оспариваемого решения от 15 декабря 2015 года.
Вместе с тем, такое решение суда первой инстанции является ошибочным, поскольку основано на неправильном применении норм материального права и определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, что согласно требованиям п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является поводом для отмены в апелляционном порядке состоявшегося судебного решения.
Как установлено по делу, первый контракт о прохождении военной службы Ляшенко заключила в ноябре 1994 года, в настоящее время она проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части _ до обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства.
В марте 1995 года Ляшенко от военного ведомства на состав семьи два человека (она и ее дочь Ж.) на основании ордера N 112 серии N 5 была предоставлена для постоянного проживания по установленным нормам однокомнатная квартира, расположенная по адресу: _ (л.д. 73, 74), в которой по настоящее время зарегистрированы и проживают административный истец, ее дочь и ее мать (л.д. 71).
Вступившим в законную силу решением _ городского суда Московской области от 29 ноября 2012 года иск дочери административного истца Ж к Министерству обороны РФ о признании права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации, с учетом согласия всех членов семьи имеющих право на приватизацию данного жилья, был удовлетворен (л.д. 76,77).
Право собственности дочери Ляшенко на указанную квартиру зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 1 июля 2013 года (л.д. 75).
Извещением от военного ведомства от 17 ноября 2014 года Ляшенко на состав семьи из двух человек распределено жилое помещение, расположенное по адресу: _, однако обжалуемым решением должностного лица ей было отказано в получении данной квартиры, и она была исключена из единого реестра лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Из положений статей 15 и 23 указанного закона следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания по месту службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
При этом право на получение жилого помещения по избранному месту жительства может быть предоставлено военнослужащему один раз при увольнении его с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии наличия общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Из содержания указанных правовых норм следует, что вопрос об обеспечении военнослужащего жилым помещением по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства может быть поставлен только после передачи находящегося в собственности жилого помещения федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, при согласии с получением.
Однако из обжалуемого судебного постановления усматривается, что при его принятии данный вопрос с учетом вышеприведенных правовых норм судом вовсе не исследовался и не оценивался, а суд первой инстанции, по сути, ограничился лишь ссылкой на невозможность сдачи находящегося в собственности дочери Ляшенко квартиры, не выяснив юридически значимые для данного дела обстоятельства.
В ходе судебного заседания представитель административного истца пояснил, что в _ городском суде Московской области рассматривается исковое заявление дочери Ляшенко к жилищному органу Минобороны России по вопросу передачи квартиры, расположенной в _, в государственную собственность и заключения с ней договора социального найма (л.д. 300).
Данному обстоятельству суд в своем решении дал ошибочную оценку, указав, что такое обращение в суд не служит доказательством того, что военное ведомство готово принять указанную квартиру.
Между тем, как усматривается из принятого судом апелляционной инстанции нового доказательства - вступившего в законную силу решения _ городского суда Московской области от 19 сентября 2016 года, иск дочери Ляшенко к Департаменту имущественных отношений МО РФ и Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о передаче жилого помещения в государственную собственность и заключении с ней договора социального найма полностью удовлетворен, и на Департамент имущественных отношений МО РФ возложена обязанность принять в государственную собственность Российской Федерации от истца вышеуказанное жилое помещение в г. _, а Департамент жилищного обеспечения МО РФ обязан заключить с ней договор социального найма на это жилье.
Таким образом, с учетом вышеприведенных обстоятельств и правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом действия начальника _ отдела ФГКУ "ЗРУЖО", связанные с отказом в предоставлении жилого помещения в собственность и исключением ее с членами семьи из Реестра, являются незаконными, а обжалуемое постановление суда первой инстанции - ошибочным, поскольку принято без учета указанного выше решения городского суда, в силу которого дочь Ляшенко в настоящее время обладает правом и возможностью сдать полученную административным истцом от государства квартиру военному ведомству.
На основании изложенного, в целях восстановления нарушенных прав Ляшенко судебная коллегия, полагает необходимым в соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым административное исковое заявление Ляшенко удовлетворить частично: признать незаконным и отменить оспариваемое решение начальника _ отдела ФГКУ "ЗРУЖО" и исходя из конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), возложить на это должностное лицо обязанность рассмотреть вопрос о восстановлении Ляшенко с членами семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ей жилого помещения.
В удовлетворении требования о повторном рассмотрении вопроса о предоставлении Ляшенко с членами семьи в собственность бесплатно двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: _, отказать, поскольку разрешение данного вопроса относится к исключительной компетенции должностных лиц жилищного органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 и п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение 94 гарнизонного военного суда от 8 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащей Ляшенко И. А. об оспаривании действий начальника _ отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения в собственность и исключением ее с членами семьи из единого жилищного реестра, отменить полностью ввиду неправильного применения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Принять по делу новое решение, в соответствии с которым административное исковое заявление Ляшенко И.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение начальника _ отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 15 декабря 2015 года N1/ТС/564/О об отказе Ляшенко И.А. с членами семьи в предоставлении жилого помещения в собственность и исключении ее из реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Возложить на начальника _ отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность рассмотреть вопрос о восстановлении старшего лейтенанта Ляшенко И. А. с членами семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ей с членами семьи жилого помещения по избранному месту жительства.
В удовлетворении остальной части административного иска Ляшенко И.А. - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.