Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 24 ноября 2016 г. по делу N 33а-379/2016
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ракова А.В., судей Томашевича В.В. и Мордовина А.А., при секретаре Тихонове А.А., в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащей Лейбиной С. Н. об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Югрегионжилье" _ о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях с учетом ранее предоставленной жилой площади.
Заслушав доклад судьи Мордовина А.А., судебная коллегия, -
установила:
Обжалуемым судебным актом отказано в удовлетворении административного искового заявления Лейбиной об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 1 августа 2016 года N 308 о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях с учетом ранее предоставленной жилой площади. Согласно данному решению должностного лица, при предоставлении истцу в последующем субсидии для приобретения или строительства жилого помещения следует учитывать 22,06 кв.м., приходившихся на нее и ее сына в жилом помещении, расположенном по адресу: _, которое Лейбина оставила бывшему мужу, выехав с сыном из этой квартиры.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, административный истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее административного иска.
В обоснование своей просьбы Лейбина указывает на неправильное определение судом первой инстанции имеющих значение для дела обстоятельств, а также нарушение норм процессуального права, в связи с чем приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
Так, по мнению автора жалобы, суд не принял во внимание то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Знаменского гарнизонного военного суда от 18 августа 2015 года установлено, что с июня 1998 года она и ее сын утратили право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: _
Помимо этого автор жалобы указывает, что этим же судебным актом установлено отсутствие необходимости в принятии мер для раздела данной квартиры, поскольку решением _ городского суда _ области от 29 августа 2005 года уже было отказано в удовлетворении искового заявления ее бывшего мужа О. о разделе жилой площади и изменении договора социального найма.
Таким образом, по убеждению административного истца, ее с сыном регистрация по месту жительства в указанной квартире не порождала право пользования жильем и носила уведомительный характер, в связи с чем установленный ст. 53 ЖК РФ срок следует исчислять именно с июня 1998 года, а не с даты снятия их с регистрационного учета в ноябре 2012 года, как ошибочно указал в своем решении суд первой инстанции.
В заключение в апелляционной жалобе Лейбина указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в ненаправлении судебного запроса в Администрацию города _ с целью истребования справки о сдаче ею данного жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, а также отмены или изменения судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а обжалуемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые бы не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 1 указанного пункта Закона, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим - гражданам РФ и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 76, норматив общей площади жилого помещения уменьшается: на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
По делу установлено, что в августе 1995 года Лейбиной в составе семьи бывшего мужа О для постоянного проживания была предоставлена квартира, расположенная по адресу: _, общей площадью 33,09 кв.м., в которую в последующем в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма был вселен их сын В
Однако в ноябре 2012 года Лейбина с сыном, добровольно снявшись с регистрационного учета по месту жительства, фактически утратили право пользования указанным жилым помещением. В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящий момент административный истец лишена возможности в установленном порядке сдать причитавшуюся ей с сыном долю в данной квартире, составляющую 22.06 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что площадь ранее занимаемой истцом и ее сыном доли в квартире, которая не была сдана жилищным органам Минобороны России, подлежит учету при реализации права военнослужащего на улучшение жилищных условий путем предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы Лейбиной о том, что она с сыном утратила право пользования вышеназванной квартирой в июне 1998 года, при условии сохранения ими до ноября 2012 года постоянной регистрации по месту жительства в ней, по убеждению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку факт длительной постоянной регистрации по данному адресу, свидетельствует об отсутствии у административного истца и ее сына намерения прекращать правовую связь с жилым помещением, так как, сохраняя до ноября 2012 года регистрацию, указанные лица, по сути, декларировали место своего постоянного жительства и не утрачивали право пользования квартирой.
Что же касается ссылок в апелляционной жалобе на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 18 августа 2015 года, то они, по убеждению судебной коллегии, являются ошибочными, поскольку данным судебным постановлением признано незаконным решение начальника ФГКУ "Югрегионжилье" об отказе в постановке Лейбиной на жилищный учет по причине того, что она не приняла никаких мер по разделу ранее предоставленного ей жилого помещения, также на начальника жилищного органа возложена обязанность рассмотреть данный вопрос повторно. Причиной к принятию такого акта послужило то обстоятельство, что вопрос о разделе вышеназванной квартиры уже был предметом рассмотрения _ городского суда _ области, решением которого было отказано в удовлетворении искового заявления бывшего мужа административного истца О об изменении договора социального найма данного жилого помещения. Таким образом, названное решение Знаменского гарнизонного военного суда не имеет преюдициального значения для настоящего административного дела.
Ссылка административного истца на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в не направлении в Администрацию города _ судебного запроса с целью истребования справки о сдаче ей жилого помещения, по мнению судебной коллегии, также является ошибочной, поскольку направление запроса по инициативе суда является его правом, а не обязанностью и обусловлено необходимостью истребования недостающей информации для правильного разрешения дела по существу. При этом с учетом имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия такой необходимости не усматривает.
На основании изложенного приведенные в апелляционной жалобе доводы законность и обоснованность судебного решения под сомнение не ставят и основанием для его отмены или изменения не являются.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащей Лейбиной С. Н. об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях с учетом ранее предоставленной жилой площади, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.