Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Сухаревой С.И.
судей
Петровой Ю.Ю. и Малининой Н.Г.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 ноября 2016 года гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Абдрахмановой Н. А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Абдрахмановой Н. А. к администрации Центрального района, Самойловой А. Р. об установлении факта родственных отношений, установлении факта нахождения на иждивении, признании права собственности и по встречному иску Самойловой А. Р. к Абдрахмановой Н. А. об установлении факта родственных отношений, признании наследником по закону.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения Самойловой А.Р., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Абдрахманова Н.А. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Центрального района и Самойловой А.Р. об установлении факта родственных отношений, установлении факта нахождения на иждивении, признании права собственности, указывая, что "дата" умерла двоюродная тетя Абдрахмановой Н.А. - К., после смерти которой открылось наследство в виде однокомнатной квартиры "адрес", находящейся по адресу: "адрес", "адрес". Завещания К. не оставила, детей у К. не было, супруг умер более 30 лет назад. В установленный законом срок истица обратилась к нотариусу Гарину И.В. с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону было отказано и устно разъяснено о необходимости установить в судебном порядке факт нахождение на иждивении. Истица ссылалась, что состояла на иждивении у Курбановой в течение длительного времени, является инвалидом N ... группы, пенсия составляет " ... " рублей, свою пенсию истица тратила на оплату коммунальных услуг, а на пенсию Курбановой жили. "дата" погиб супруг истицы при невыясненных обстоятельства, и истица осталась без средств к существованию, одна воспитывала сына, который на момент гибели отца был несовершеннолетним, стала плотно общаться с Курбановой, которая поддержала ее в трудную минуту, в "дата" г. истица получила N ... группу инвалидности. Установление факта нахождения на иждивении необходимо истице для вступления в права наследования по закону. Мать истицы - Шарипова 3.3. и К. являлись двоюродными сестрами, но документы, подтверждающие родство Сефидиновой М. и Сейфидиновой Ф., не сохранились. Мать истицы зарегистрировала брак с Тенишевым А.Ф., от брака родилась истица, впоследствии истица вступила в брак с Абдрахмановым Р.Р.
Абдрахманова Н.И. просила установить факт нахождения на иждивении К. с "дата" по "дата"; установить факт родственных отношений между Абрахмановой Н.А. и К., признав двоюродной племянницей, признать право собственности на однокомнатную квартиру "адрес".
Самойлова А.Р. обратилась в суд с заявлением об установлении факта родственных отношений с К. и признании наследницей по закону умершей К., указывая, что является родной племянницей К., в связи с опечаткой в документах Самойлова А.Р. обращалась в Приморский районный суд с заявлением об установлении факта родственных отношений, которые было оставлено без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве. Истица является дочерью Тиморшина Р.С., который является родным братом К. После смерти К. Самойлова А.Р. обратилась к нотариусу Гарину И.В. об открытии наследственного дела, однако для вступления в права наследования Самойловой А.Р. необходимо установить факт родственных отношений.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" установлено, что Самойлова А.Р., "дата" года рождения, является племянницей К., "дата" года рождения, умершей "дата" в Санкт-Петербурге. Самойлова А.Р., "дата" года рождения, признана наследницей по закону умершей К., "дата" года рождения. Абдрахмановой Н.А. в иске к администрации Центрального района, Самойловой А.Р. отказано.
В апелляционной жалобе Абдрахманова Н.А. просит решение суда отменить, считая его неправильным. В судебное заседание Абдрахманова Н.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом (л.д.177-178), в телефонограмме от "дата" сообщила, что не может явиться в суд в связи с болезнью, однако в нарушение положений ст. 56, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательства наличия уважительных причин неявки в судебное заседание. В связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в ее отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения Самойловой А.Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что "дата" умерла К. "дата" года рождения, после смерти К. открылось наследство в виде однокомнатной квартиры "адрес" расположенной по адресу: "адрес", "адрес", принадлежавшей К. на праве собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан N ... от "дата".
"дата" с заявлением о принятии наследства после умершей К. обратилась Самойлова А.Р., а "дата" - Абдрахманова Н.А.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст. 218, 1111, 1141-1146, 1148, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств того, что Абдрахманова Н.А. находилась на полном иждивении у К., истицей не представлено.
В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
В статье 9 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до "дата", было предусмотрено, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются в том числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (подпункт 3 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ).
С "дата" вступил в силу Федеральный закон от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в досудебном порядке).
В части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (пункт 3 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В обоснование своих исковых требований Абдрахманова Н.А. указывала, что приходится умершей Кубрановой А.С. двоюродной племянницей, ее мать Шарипова З. З., "дата" года рождения, являлась двоюродной сестрой умершей К., истица находилась на иждивении наследодателя в период с "дата" по "дата".
Материалами дела установлено, Абдрахманова Н.А. (смена фамилии после заключения брака "дата") приходится дочерью Тенишевой З. З., умершей "дата", Тенишева З.З. (в девичестве - Шарипова 3.3.) являлась дочерью Шарипова З.А. и Шариповой Малики, документов в подтверждение того факта, что Шарипова Малика являлась родной сестрой Сейфидиновой Фавзии не представлено, доказательств в подтверждение того, что Абдрахманова Н.А. находилась на иждивении умершей К. в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлено.
В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., суду необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N ... от "дата" "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение").
При этом согласно разъяснениям, содержащимся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N ... "О судебной практике по делам о наследовании", находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует оценивать соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного.
Материалами дела подтверждено, что Абдрахманова Н.А. является получателем пенсии по инвалидности с "дата" по "дата", на момент открытии наследства ее пенсия составляла " ... " руб.
Абрахманова Н.А. признана безработной с "дата", состояла на учете в СПб ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербург" и получала пособие по безработице, за период со "дата" по "дата" Абрахмановой Н.А. выплачено " ... " руб., за период с "дата" по "дата" - " ... " руб.
Как усматривается из материалов дела, истица Абдрахманова Н.А. совместно с сыном проживает в квартире "адрес" расположенной по адресу: "адрес", "адрес", Абдрахманова Н.А. и сын истицы являются получателями жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, К. являлась получателем пенсии, общий размер пенсии на момент смерти составлял " ... " руб.
Отказывая в удовлетворении иска об установлении факта нахождения на иждивении, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств того, что Абдрахманова Н.А. находилась на полном иждивении у К., что получаемая ею помощь от К. являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию, истицей не представлено, при этом нуждаемость Абдрахмановой Н.А. в получении помощи сама по себе не является достаточным доказательством нахождения на иждивении.
Поскольку доказательств, подтверждающих какой объем денежных средств расходовался К. с учетом ее дохода на Абдрахманову Н.А., а также пенсии Абдрахмановой Н.А., получаемых ею пособия по безработице и жилищной субсидии, и могла ли К. с учетом собственных нужд оказывать Абдрахмановой Н.А. такую материальную помощь, которая была бы для нее постоянным и основным источником дохода, в материалах дела нет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в иске Абдрахмановой Н.А. о признании нахождения ее на иждивении у К.
Учитывая положения п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции вынес правильное решение об отказе в удовлетворении иска для признания за Абдрахмановой Н.А. права собственности на наследственное имущество.
Разрешая заявленные требования Самойловой А.Р., суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, допросив свидетелей, пришел к правомерному выводу об удовлетворении требований об установлении факта родственных отношений между Самойловой А.Р. и умершей К.
Так, из свидетельства о рождении наследодателя, усматривается, что Сейфидинова А. родилась "дата" у Сейфидиновой Ф., отец неизвестен, из свидетельства о браке усматривается, что Сейфидинова А. С., "дата" года рождения, вступила в брак с Курбановым Э. Я..
Самойлова А.Р. (смена фамилии в связи с заключением брака "дата" - с Тиморшиной А.Р. на Можайко, "дата" с Можайко на Еремкину А.Р., "дата" с Еремкиной на Самойлову) приходится дочерью покойного Тиморшина Р. С., являвшегося сыном Тиморшина С. А. и Сейфидиновой Ф. М..
Из архивной справки о регистрации следует, что Сейфидинова Ф.М. была зарегистрирована с "дата" по "дата" по адресу: "адрес", "адрес", совместно со своими детьми Курбановой ( Сейфидиновой) А.С., Тиморшиным Э.С. и Тиморшиным Р.С., выбыла по адресу: "адрес" вместе с дочерью К.
Согласно ст. 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Судом первой инстанции установлено, что на момент открытия наследства после умершей К. наследников первой очереди не имелось.
Поскольку отец истицы Самойловой А.Р. - Тиморшин Р.С. умер "дата", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу ч. 1 ст. 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации Самойловой А.Р. является наследницей по закону после умершей К.
Доводы апелляционной жалобы Абдрахмановой Н.А. о том, что она представила достаточно доказательств подтверждающих факт нахождения ее на иждивении К., были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, судебная коллегия не усматривается оснований для иной оценки доказательств по делу.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Решение суда отвечает требованиям п. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению, и п. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.