Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Пошурковой Е.В.
судей
Овчинниковой Л.Д. и Луковицкой Т.А.
при секретаре
Коновалове Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 ноября 2016 года гражданское дело N2-3616/2016 по апелляционной жалобе Кузнецовой Т. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 августа 2016 года по иску Кузнецовой Т. В. к ФГКУ "Западное региональное давление жилищного обеспечения" Минообороны России" о признании законными действий об отказе во включении в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2015-2020 годы, признании права на участие в подпрограмме и включении в списки получателей государственного жилищного сертификата, обязании включить в список и выдать государственный жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова Т.В. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное давление жилищного обеспечения" Минообороны России" о признании законными действий об отказе во включении в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2015-2020 годы, признании права на участие в подпрограмме и включении в списки получателей государственного жилищного сертификата, обязании включить в список и выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований истец указал, что работала в войсковой части 42732 с. Ржаница Жуковского района Брянской области с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" проходила военную службу по контракту в ВС РФ. С "дата" по "дата" работала в медицинском пункте войсковой части 42732. В настоящее время в войсковой части не работает; в настоящее время она проживает и зарегистрирована на территории закрытого военного городска Ржаница по адресу: "адрес" на основании договора N74 от 12.04.2010, выданного ФГКЭУ "Брянская КЭЧ района" Минобороны России. Распоряжением Правительства РФ от "дата" N ... п. Ржаница Жуковского района Брянской области включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности. Истица не имеет в собственности жилое помещение для постоянного проживания. "дата" обратилась в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России с заявлением о включении ее в список граждан-участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленным федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 и выдать государственный жилищный сертификат в порядке, однако получила отказ, который является незаконным.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение районного суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом путем направления извещений, согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ.
Так, Кузнецова Т.В. была извещена лично по телефону, имеющемуся в материалах дела, представителю ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России был направлен факс, В/ч 42732 была направлена повестка по указанному в материалах дела адресу.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными.
Поскольку из материалов дела усматривается, что стороны были заблаговременно извещены о судебном заседании, истец не ходатайствовал об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, представленная Кузнецовой Т.В. апелляционная жалоба является мотивированной, при таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, не представивших допустимых доказательств уважительности причин неявки.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что "дата" в соответствии с договором N ... найма служебного жилого помещения, заключенным между ФГКЭУ "Брянская КЭЧ района" Минобороны России и Кузнецовой Т. В. и членам ее семьи предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной (федеральной) собственности, закреплено за Брянской КЭЧ на праве оперативного управления, состоящее из 2-ух комнатной квартиры общей площадью 58, 8 кв. м., расположенное по адресу: "адрес" для временного проживания в нем. Жилое помещение представлено в связи с работой в войсковой части 42732.
Данный военный городок включен в перечень закрытых военных городков. Истица работала в войсковой части 42732 с. Ржаница Жуковского района Брянской области с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" проходила военную службу по контракту в ВС РФ. С "дата" по "дата" работала в медицинском пункте войсковой части 42732.
"дата" обратилась в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении ее и членов семьи в состав участников подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Уведомлением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N ... от "дата" Кузнецовой Т. В. отказано в признании участником подпрограммы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, на основании объяснений сторон, оценке представленных в материалах дела доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку истица и члены ее семьи не приобрели право быть признанными участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, поскольку истец и члены ее семьи не имеют стажа военной службы, а равно статуса военнослужащего, не были и не могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Суд первой инстанции также принял во внимание, что истица не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, не состоит на учете и не была признана нуждающейся в жилых помещениях, тем более, что требования на отселение истице не направлялось, а значит оснований на включение в списки кандидатов подпрограммы не имеется.
Соглашаясь с указанным выводом районного суда, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 указанного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются данными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно положениям абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Кузнецова Т.В. была уволена из Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с истечением срока контракта, в установленном законом порядке не была признана нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих". С учетом изложенного, Кузнецова Т.В. не приобрела право быть признанным участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 12.04.2016 N91-КГ16-2.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов независимо от основания увольнения со службы, продолжительности срока военной службы, нуждаемости в жилых помещениях и иных факторов, основана на ошибочном толковании норм материального права.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по заявленному Кузнецовой Т.В. основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что в данном случае не установлено. Требований о выселении из занимаемого жилого помещения к Кузнецовой Т.В. не предъявлено.
Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение определенного количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Служебная квартира была предоставлена Кузнецовой Т.В. на основании ордера на служебное жилое помещение на период прохождения им военной службы по контракту. Кузнецова Т.В. на учете в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающегося в жилом помещении не состояла, была уволена из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы и утратила связь с Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку Кузнецова Т.В. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, не состояла на учете и не была признана нуждающейся в жилых помещениях, вывод районного суда об отказе в удовлетворении исковых требований является законным.
По существу доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 августа 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой Т. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.