Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре З.Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2016 года административное дело N 2а-10541/2016 по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказания России на решение Выборгского районного суда Санкт- Петербурга от 4 августа 2016 года по административному исковому заявлению А.Г.Д. к Федеральной службе исполнения наказания России об оспаривании бездействия, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца А.Г.Д., представителя административного ответчика Федеральной службе исполнения наказания России Ф.М.Б., действующей на основании доверенности от 18 мая 2016 года сроком до 31 декабря 2016 года, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ф.М.Б., действующей на основании доверенности от 24 ноября 2015 года сроком до 31 декабря 2017 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Г.Д. обратилась в Выборгский районный суд Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России), выразившееся в нерассмотрении в установленный законом трехмесячный срок заявления о постановке её на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома.
В обоснование заявленных требований А.Г.Д. указала, что проходит службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), 23 июля 2014 года обратилась с заявлением на имя директора ФСИН России о принятии её на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", представив все необходимые документы. Её заявление было направлено в ФСИН России, но в установленный срок не рассмотрено. Истец полагает, что бездействие жилищной комиссии ФСИН России, выразившееся в нарушении установленных законом сроков рассмотрения её заявления, нарушает её право на получение единовременной выплаты.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права А.Г.Д. просила обязать ФСИН России рассмотреть заявление, поданное 23 июля 2014 года.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 4 августа 2016 года административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в непринятии решения по заявлению А.Г.Д. от 23 июля 2014 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на ФСИН России возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение, рассмотреть заявление А.Г.Д., поданное 23 июля 2014 года с принятием решения по существу поставленного вопроса, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить и отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и рассмотрение заявления А.Г.Д. ранее заявления сотрудников, которые обратились о постановке на учет до подачи заявления А.Г.Д., является нарушением порядка очередности рассмотрения документов; задержка сроков рассмотрения заявления А.Г.Д. не ограничивает её права, поскольку постановка на учет в случае принятия положительного решения осуществляется с даты обращения с заявлением, а не с даты рассмотрения заявления комиссией.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А.Г.Д. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по состоянию на 30 июня 2014 года общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 12 лет 09 месяцев 25 дней.
23 июля 2014 года А.Г.Д. подала в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области рапорт и документы для постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
13 августа 2014 года Территориальной подкомиссией УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принято решение направить документы А.Г.Д. в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
15 августа 2014 года документы А.Г.Д. направлены директору ФСИН России.
Из отзыва на административное исковое заявление и апелляционной жалобы административного ответчика следует, что документы, представленные А.Г.Д., не рассмотрены по существу по причине значительного объема поданных гражданами документов и подлежат рассмотрению в порядке общей очередности, чтобы не нарушить процедуру рассмотрения ранее поданных документов сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Разрешая спор и признавая незаконным бездействие ФСИН России, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом нарушен установленный законодательством трехмесячный срок рассмотрения документов А.Г.Д., представленных ею для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома и принятия решения по данным документам. Также суд указал, что документы заявителя не рассмотрены по настоящее время, то есть на момент рассмотрения дела в суде нарушение срока составляет более года, а доводы административного ответчика о том, что увеличение срока рассмотрения документов обусловлено большим количеством сотрудников, подавших заявления, отвергнут судом как не свидетельствующий об уважительности причин задержки рассмотрения заявления А.Г.Д.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Так, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления такой социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).
Согласно пункту 7 названных Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496, изданным во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которым определен порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вышеуказанных вопросов.
Согласно пункту 19 данного Порядка документы для получения единовременной социальной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в течение трёх месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
В соответствии с пунктом 23 Порядка выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии созданные в соответствии с пунктами 7 и 10 Порядка), которые не позднее трёх рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
Приказ ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496 утратил силу 13 декабря 2014 года в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Вместе с тем, пунктом 4 Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 года N550 установлено, что заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до вступления в силу данного приказа, подлежат рассмотрению Комиссией ФСИН России.
Судом первой инстанции правильно указано, что срок рассмотрения заявления (рапорта) А.Г.Д. истекал 23 октября 2014 года и по состоянию на дату обращения А.Г.Д. в суд и до разрешения спора по существу решение о её постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (отказе в постановке на учет) не принято, что не оспаривалось представителем ФСИН России и подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, а также значительное нарушение срока рассмотрения заявления А.Г.Д. о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты ФСИН России, вывод суда первой инстанции о нарушении прав административного истца и об удовлетворении требований является правильным.
По мнению судебной коллегии, довод административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обжалование бездействия ФСИН России, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку предметом судебного рассмотрения являлось бездействие ФСИН России по рассмотрению заявления, которое по настоящее время не прекращено, и потому в данном случае процессуальный срок не пропущен.
Выраженные в апелляционной жалобе доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока обжалования по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав административного истца опровергаются материалами дела, из которых следует, что заявление А.Г.Д. не рассмотрено более 18 месяцев, что лишает её права в случае принятия положительного решения на своевременное получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения.
Наличие ранее поступивших и нерассмотренных ФСИН России обращений сотрудников не является основанием для нарушения сроков принятия решения по заявлению административного истца.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 4 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.