Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексина М.В., рассмотрев жалобу главного редактора газеты "Листок" Жулаевой И.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 21 сентября 2016 года, которым
должностное лицо Жулаева И.В., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей,
решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 октября 2016 года, которым
оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 21 сентября 2016 года,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 21 сентября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 октября 2016 года, должностное лицо Жулаева И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Алтай, Жулаева И.В. выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, указывая на их незаконность и необоснованность. Считает свою вину недоказанной, поскольку статья в газете "Только НЕ за Единую Россию" ... " была опубликована в порядке заявления учредителя печатного издания и от его имени, просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Порядок опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с подготовкой и проведением выборов предусмотрен нормами Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В частности статья 46 указанного Федерального закона предусматривает, что в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").
Аналогичная норма, устанавливающая требования к разрешенным срокам публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, содержится в части 3 статьи 60 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В силу статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
Главный редактор средства массовой информации несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации (статья 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1).
По смыслу указанных норм, нарушение сроков публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ. Субъектами данного административного правонарушения могут выступать главный редактор, как должностное лицо средства массовой информации, а также юридические лица - редакции средств массовой информации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение средства массовой информации.
Из материалов дела следует, что газета "Листок" является средством массовой информации, зарегистрирована в качестве такового Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-36181 от 17 апреля 2009 года.
В номере газеты "Листок" N 37 (893) от 14 сентября 2016 года Жулаева И.В., являясь главным редактором печатного издания, лицом, принимающим окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации, допустила публикацию статьи "Только НЕ за "Единую Россию" ... ", содержащую результаты опроса общественного мнения, связанного с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, проведение которых назначено на 18 сентября 2016 года, с нарушением сроков опубликования опроса общественного мнения, то есть с нарушением части 3 статьи 60 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, печатным номером газеты "Листок" N 37 (893) от 14 сентября 2016 года, свидетельством о регистрации средства массовой информации, учредительным договором средства массовой информации от 01 августа 2014 года, постановлением Избирательной комиссии Республики Алтай N 173/890 от 15 сентября 2016 года, иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, с соблюдением требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Из содержания публикации "Только НЕ за "Единую Россию" ... " следует, что данный материал связан с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, поскольку содержит статистически данные о политических предпочтениях избирателей в отношении политических партий, претендующих на получение депутатских мандатов в указанном законодательном органе.
Таким образом, судьи первой и второй инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении должностным лицом Жулаевой И.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Жулаевой И.В., не усматривается.
Доводы жалобы об отсутствии вины должностного лица Жулаевой И.В. были предметом рассмотрения судебных инстанций и обоснованно отвергнуты, как несостоятельные.
В соответствии со статьёй 26 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет.
Системный анализ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ в совокупности с положениями об административной ответственности должностных лиц, предусмотренными статьёй 2.4 КоАП РФ, позволяет прийти к выводу, что главный редактор печатного издания, как должностное лицо, ответственное за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации, является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Вывод мирового судьи об ответственности учредителя, связанной с публикациями по его заявлению и от его имени, только по гражданско-правовым требованиям (претензиям) не противоречит действующему законодательству и разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Часть 2 статьи 18 Закона РФ "О средствах массовой информации" предусматривает право учредителя обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.
В силу действующего Гражданского кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ претензионный и исковой порядок относится к защите нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит условий о наличии исков, либо претензий для наступления административной ответственности.
Таким образом, вопреки доводу жалобы Жулаевой И.В., из буквального смысла части 2 статьи 18 Закона РФ "О средствах массовой информации" следует, что в рассматриваемом случае отсутствует запрет для привлечения редакции печатного издания к административной ответственности, в связи с публикацией материалов от имени учредителя.
Не основана на законе ссылка Жулаевой И.В. на статью 16.1 Закона РФ "О средствах массовой информации", поскольку нормы данной статьи, определяющие нарушение законодательства о выборах применяются для цели приостановления выпуска средства массовой информации.
По сути, доводы надзорной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судей первой и второй инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях должностного лица Жулаевой И.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ.
Административное наказание Жулаевой И.В. назначено мировым судьей в пределах санкции части 1 статьи 5.5 КоАП РФ, в минимальном размере.
Постановление о привлечении должностного лица Жулаевой И.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 21 сентября 2016 года, решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 20 октября 2016 года, вынесенные в отношении главного редактора газеты "Листок" Жулаевой И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Жулаевой И.В. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда Республики Алтай
М.В. Алексина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.