Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.В. Мелихова, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Д.Р. Гизетдиновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Данилова Ю.Г. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 сентября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Данилова Ю.Г. к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Республике Татарстан в лице Ликвидационной комиссии, Министерству внутренних дел Республики Татарстан о взыскании невыплаченных в установленном законодательством размере выходного пособия, материальной помощи, денежной компенсации за несвоевременно выплаченные при увольнении расчетные суммы, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Республике Татарстан в лице Ликвидационной комиссии в пользу Данилова Ю.Г. денежную компенсацию за задержку выплат в размере 146 (сто сорок шесть) рублей 86 копеек и компенсацию морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Ю.Г. Данилова в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ю.Г. Данилов обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Республике Татарстан в лице Ликвидационной комиссии (далее - УФСКН РФ по РТ), из которого следует, что он был принят на работу в УФСКН РФ по РТ на должность специалиста по кадрам 1 категории отдела кадров и воспитательной работы по трудовому договору со 2 ноября 2015 года (приказ УФСКН РФ по РТ ... от 30.10.2015). 14 июня 2016 года истец уволен из УФСКН РФ по РТ в соответствии с.п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации (приказ ... от 31.05.2016г.).
По мнению истца, его средний заработок должен был быть исчислен за период со 2 ноября 2015 года по 14 июня 2016 года с учетом всех видов выплат за этот период, в том числе и премиальных выплат, кроме материальной помощи, путем деления заработка в размере 190 348,25 рублей на 149 дней в размере 1277 рублей 50 копеек. Согласно расчетам истца выходное пособие за 22 дня с 15 июня по 14 июля 2016 года (один календарный месяц) должно было составить 28105 рублей, а ему было выплачено 26037 рублей 22 копейки. Разница проведенной выплаты от требуемой по закону составляет (28105 рубля- 26037, 22 рубля) 2067 рублей 78 копеек.
Также истец указывает, что в мае 2016 года ему была выплачена материальная помощь в размере 10 166 рублей 67 копеек, что составляет выплату за 5 месяцев 2016 года. Согласно справке о доходах формы 2-НДФЛ за 2016 год проведен стандартный налоговый вычет согласно Налогового кодекса в сумме 4000 рублей. Вместе с тем, на карточку истца поступило денежных средств в размере 8845 рублей 67 копеек. То есть, никакого налогового вычета проведено не было. По закону, налог в размере 13% должны были удержать с денежных средств в размере 6166 рублей 67 копеек. Таким образом, истец считает, что у него незаконно удержано 520 рублей материальной помощи, а также при выплате ему материальной помощи ответчик не учел два месяца его работы в 2015 году и недоплатил ему материальную помощь в размере 4066 рублей 67 копеек (за минусом подоходного 4058 рублей).
Кроме того, истец указывает, что поскольку окончательный расчет с ним был проведен с момента увольнения только 21 июня 2016 года путем перечисления денежных средств на банковскую карту, что подтверждается соответствующей выпиской со счета, ответчик должен был выплатить денежную компенсацию за задержку выплат за семь дней задержки в размере 146,86 рублей. Также компенсация за задержку выплат, по мнению истца, подлежит начислению на неполный размер выплаченного выходного пособия в размере 0 (ноль) рублей 72 (семьдесят две) копейки за каждый день просрочки по день фактического расчета включительно, начиная с 15 июня 2016 года, а также на неверно исчисленную и несвоевременно выплаченную материальную помощь в размере 1 (один) рублей 60 (шестьдесят) копеек за каждый день просрочки по день фактического расчета включительно, начиная с 15 июня 2016 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика УФСКН РФ по РТ в судебном заседании иск не признал, представил письменные возражения на исковое заявление.
Представитель соответчика Министерства внутренних дел Республики Татарстан в суд не явился, извещен.
Суд удовлетворил иск частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Ю.Г. Данилов просит решение суда в части отказа в иске отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что судом неправильно произведен расчет среднего заработка, а материальная помощь ему выплачена не в полном объеме.
УФСКН РФ по РТ представило возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что все выплаты (выходное пособие и материальная помощь) истцу были произведены правильно, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, решение суда является законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ю.Г. Данилов поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители УФСКН РФ по РТ и МВД по РТ в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена.
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Из материалов дела следует, что истец проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в УФСКН РФ по РТ с 02.11.2015 по 14.06.2016.
12.04.2016 Ю.Г. Данилов был уведомлен о предстоящем увольнении со службы в органах наркоконтроля.
Приказом УФСКН РФ по РТ от 31 мая 2016 года ... Ю.Г. Данилов был уволен 14 июня 2016 года в соответствии с п.1 4.1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации, с выплатой единовременного денежного вознаграждения пропорционально отработанному времени
в 2016 году из расчета 2 должностных оклада, премии за качество выполняемых работ за июнь 2016 года пропорционально отработанному времени, денежной компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск за 2015-2016 рабочий год в количестве 28 календарных дней. Ему также было также выплачено выходное пособие в размере его среднего месячного заработка.
Полагая, что ему произведены вышеуказанные выплаты не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцу произведены выплаты в полном объеме, только с нарушением срока, в связи с чем, с ответчика взыскана компенсация, предусмотренная ст.236 ТК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном расчете среднего заработка отклоняются судебной коллегией за несостоятельностью.
Денежное довольствие начисляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение) для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся:
а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам;
в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
г) заработная плата, выданная в неденежной форме;
д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе;
е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;
ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
з) заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;
и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;
л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций;
н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Согласно пункту 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
В соответствии с пунктом 4 Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно пункту 15 Положения при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке:
ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;
премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;
вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.
В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).
Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном настоящим пунктом.
Средний заработок истца исчислен ответчиком в соответствии со статьей 139 ТК РФ и Положением, среднедневной заработок составляет 1183,51 рублей. Разовые премии системой оплаты труда у ответчика не предусмотрены, в связи с чем они не могут учитываться для расчета средней заработной платы.
Согласно представленным в материалы дела документам, заработок истца за период с 02.11.2015 по 31.05.2016 составил 164 507,33 рублей (с учетом премии по итогам года и материальной помощи и без учета разовых премий), средний дневной заработок составляет 164 507,33 рублей/139 рабочих дней =1183,51 рублей. Судебная коллегия соглашается с расчетом районного суда.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что истцу не выплачена материальная помощь в полном объеме также не могут повлечь за собой отмену обжалуемого судебного постановления.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно пункту 1 Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденному Приказом ФСКН России от 28.02.2013 N 83 (далее Порядок оказания материальной помощи) сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада месячного денежного содержания в год.
Пунктом 2 Порядка оказания материальной помощи установлено, что решением руководителя подразделения ФСКН России (заместителя руководителя подразделения ФСКН России), начальника территориального органа, организации ФСКН России материальная помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания оказывается сотруднику органов наркоконтроля (далее - сотрудник) ежегодно при его уходе в очередной ежегодный (летний каникулярный) отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника.
Согласно пункту 5 Порядка оказания материальной помощи в пределах средств, выделенных на денежное довольствие, сотрудникам может быть оказана дополнительная материальная помощь:
в размере до 30,0 тыс. рублей в случае утраты личного имущества в результате пожара или стихийного бедствия - по решению директора ФСКН России на основании мотивированного рапорта сотрудника, согласованного с руководителем подразделения ФСКН России (начальником территориального органа, организации ФСКН России), в котором проходит службу сотрудник, а также Финансово-экономическим управлением Департамента тылового и финансового обеспечения ФСКН России;
в размере 7,5 тыс. рублей в случае смерти членов семьи и близких родственников:
в ФСКН России - по решению руководителя подразделения ФСКН России на основании мотивированного рапорта сотрудника, согласованного с Финансово-экономическим управлением Департамента тылового и финансового обеспечения ФСКН России;
в территориальных органах, организациях ФСКН России - по решению начальника территориального органа, организации ФСКН России на основании мотивированного рапорта сотрудника, согласованного с начальником финансового подразделения территориального органа, организации ФСКН России).
Согласно пункту 6 Положения о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Приказом ФСКН России от 23.09.2014 N 378 работникам один раз в календарном году в пределах утвержденного фонда оплаты труда оказывается материальная помощь (кроме работающих по совместительству) в размере четырех должностных окладов (тарифных ставок). Оказание материальной помощи производится при предоставлении работнику ежегодного основного оплачиваемого отпуска либо в другое время на основании его письменного заявления.
При определении размера материальной помощи в расчет принимается размер должностного оклада (тарифной ставки) по основной занимаемой штатной должности работника, установленный на день выплаты материальной помощи.
При этом, пунктом 7 Положения о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Приказом ФСКН России от 23.09.2014 N 378 установлено, что увольняемым из органов наркоконтроля работникам оказание материальной помощи осуществляется пропорционально полным месяцам, прошедшим с начала календарного года до даты увольнения.
Учитывая, что материальная помощь работникам ФСКН России оказывается один раз в календарном году при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска либо в другое время на основании его письменного заявления, а истцу за период его работы с 02.11.2015 по 14.06.2016 отпуск не предоставлялся, суд приходит к выводу, что расчет размера материальной помощи, выплаченной истцу ответчиком произведен правильно, в соответствии с п.7 Положения о порядке, условиях, размерах выплаты за качество выполняемых работ работникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Приказом ФСКН России от 23.09.2014 N 378.
Ответчик произвел окончательный расчет с истцом не в день увольнения (14.06.2016), а 21.06.2016, то есть через семь дней. Судом первой инстанции правильно рассчитана компенсация за несвоевременный расчет с истцом при увольнении, в сумме 146 рублей 86 копеек. Поскольку несвоевременным расчетом права истца были нарушены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание обстоятельства дела, тяжесть допущенного ответчиком нарушения и характер перенесенных вследствие этого нарушения истцом физических и нравственных страданий. Судебная коллегия соглашается с тем, что определенная судом компенсация морального вреда в размере 500 рублей соответствует в данном случае требованиям разумности и справедливости.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда по делу не содержат, поскольку направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, не опровергают выводов суда по установленным обстоятельствам.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Данилова Ю.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.