Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Логуновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Усманова Н.Ф. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 16 сентября 2016 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать Бурова М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору найма специализированного жилого помещения.
Признать незаконным решение Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29.07.2016г. N ... об отказе Бурову М.М. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включить Бурова М.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Усманова Н.Ф., поддержавшего доводы жалобы, заслушав объяснения Бурова М.М. и его представителя адвоката Камалетдинова М.М., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буров М.М. обратился к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее - Минобрнауки РТ) с иском о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - Список). В обоснование иска указано, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Заключением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Зеленодольского муниципального района от 02 апреля 2012 года был подтверждён факт невозможности возвращения истца в закреплённое за ним жилое помещение, расположенное по адресу "адрес", сособственником которого он является. Постановлением Раифского сельского исполнительного комитета от 04 декабря 2012 года истец был признан нуждающимся в жилом помещении с правом получения субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан.
21 июня 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в Список. Решением Минобрнауки РТ от 29 июля 2016 года в удовлетворении заявления истцу было отказано со ссылкой на отсутствие у него нуждаемости в жилом помещении. Указывая на отсутствие у него иного пригодного для проживания помещения, истец просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложить на ответчика обязанность включить его в Список.
Истец Буров М.М. и его представитель адвокат Камалетдинов А.М. в суде первой инстанции иск поддержали.
Представитель ответчика Минобрнауки РТ Усманов Н.Ф. в суде первой инстанции иск не признал.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Минобрнауки РТ просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в иске отказать. В жалобе указывается, что истец является собственником 2/5 долей в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 59,9 кв.м, расположенную по адресу "адрес". Собственниками 3/5 долей в праве общей долевой собственности на ту же квартиру являлись близкие родственники истца, которые к настоящему моменту умерли, однако наследство после их смерти никто не принял. В настоящий момент названная квартира пригодна для проживания, что установлено актом уполномоченной комиссии; в квартире живёт тётя истца.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1, 3 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Основания для признания невозможным проживания лиц названной категории в ранее занимаемых жилых помещениях установлены п. 4 ст. 8 того же Федерального закона.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года N312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от
12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями.
По делу установлено, что истец Буров М.М., родившийся "дата", является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.Истцом не оспаривалось того обстоятельства, что за ним была закреплена трёхкомнатная квартира общей площадью 58,9 кв.м, расположенная по адресу "адрес". В акте проверки жилищно-бытовых условий, составленном старшим инспектором Раифского сельского исполнительного комитета, отмечено, что Буров М.М. является собственником 2/5 долей в праве общей долевой собственности на указанную квартиру.
Заключением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от
02 апреля 2012 года N124 было установлено, что возвращение Бурова М.М. в указанное жилое помещение является невозможным. Комиссия пришла к указанному выводу в связи с отключением квартиры от коммуникаций за долги, отсутствием санузла, предметов первой необходимости, отсутствием стёкол в окнах.
Постановлением Раифского сельского исполнительного комитета N ... от 04 декабря 2012 года Буров М.М. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с правом получения субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан.
21 июня 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в Список; решением Минобрнауки РТ N ... от 29 июля
2016 года истцу было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из доказанности факта невозможности проживания истца в вышеуказанной квартире, сособственником которой он является.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
В силу положений п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) обеспечению вне очереди жилой площадью подлежали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения.
В силу положений той же нормы в редакции, действующей в настоящее время, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Из приведённых норм закона следует, что лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится истец, сохраняют право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в том случае, если они являются нуждающимися в жилом помещении по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации на момент обращения с соответствующим заявлением. Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведённой в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации
20 ноября 2013 года.
Как указывалось выше, истец является собственником 2/5 долей в праве общей долевой собственности на трёхкомнатную квартиру общей площадью 58,9 кв.м.
В соответствии с п. 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утверждённых постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N326 (в редакции, действовавшей до 11 июня 2013 года), полномочиями на принятие заключения о невозможности возвращения детей-сирот в ранее закрепленное жилое помещение обладали комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения жилого помещения.
Согласно положениям п. 5 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.ч. 1-4 ст. 2.1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченный орган создает межведомственную комиссию по установлению обстоятельств невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - комиссия). Комиссию возглавляет руководитель уполномоченного органа. Положение о комиссии и ее состав утверждаются решением руководителя уполномоченного органа. При получении уполномоченным органом документов в отношении ребенка-сироты, относящегося к указанной в п. 2 ч. 1 ст. 1 названного Закона категории, комиссия не позднее 14 дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган дает заключение о возможности либо невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях. Заключение о возможности либо невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
Представителем ответчика представлена копия акта соответствующей межведомственной комиссии от 29 июля 2016 года N ... Из указанного акта следует, что комиссией было принято решение о возможности проживания Бурова М.М. в вышеуказанной квартире.
Как указывалось выше, заключение комиссии о возможности или невозможности проживания в ранее закреплённом помещении может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. Вместе с тем на момент разрешения настоящего спора заключение Комиссии от 29 июля
2016 года сторонами не оспорено и в установленном законом порядке незаконным не признано, в связи с чем вывод суда первой инстанции о невозможности вселения Бурова М.М. в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение противоречит вышеприведённым нормам материального права.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
С учётом изложенного оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия отмечает при этом, что Буров М.М. не лишён права оспорить вышеуказанное заключение Комиссии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 16 сентября
2016 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Бурова М.М. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.