Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М.Насретдиновой,
судей А.Р.Гаянова, Г.А.Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Л.Р.Маметовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2016 года, которым иск удовлетворен частично и постановлено:
признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске N 247539/16 от 01 апреля 2016 года в части отказа по включению в специальный стаж Д.Р.Илькиной, дающий право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии, период работы в должности музыкального руководителя с 20 мая 1991 года по 01 сентября 1996 года в я/с 61 и с 21 июня 2001 года по 17 июля 2001 года - незаконным.
Включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Д.Р.Илькиной, период работы с 20 мая 1991 года по 01сентября 1996 года в должности музыкального руководителя в я/с 61 с 21 июня 2001 года по 17 июля 2001 года в должности музыкального руководителя.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске назначить Д.Р.Илькиной страховую пенсию по старости с 21 марта 2016 года. В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан - К.Ю.Афанасьевой, объяснения Д.Р.Илькиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.Р.Илькина обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, возложении обязанности по ее назначению и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что решением ответчика ей отказано в назначении досрочной пенсии, из специального стажа исключены периоды ее работы: с 20 мая 1991 года по 07 декабря 1992 года, с 08 декабря 1992 года по 01 сентября 1996 года в должности музыкального руководителя, а также с 21 июня 2001 года по 17 июля 2001 года.
Полагая такое решение незаконным, увеличив требования, истица просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии вышеуказанные периоды работы; назначить досрочную страховую пенсию с 21 марта 2016 года, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб.
В судебном заседании представитель ответчика в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное в части включения периода работы в должности музыкального руководителя в деткомбинате N 61 с 20 мая 1991 года по 7 декабря 1992 года и возложении обязанности по ее назначению с 21 марта 2016 года. Ответчик указывает, что не имелось оснований для включения в специальный стаж истицы указанного периода, поскольку она работала музыкальным руководителем на неполной ставке.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, истица на удовлетворение апелляционной жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей) применяются соответствующие списки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей.
Указанным Списком предусмотрены дошкольные образовательные учреждения - детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; должность - музыкальный руководитель, воспитатель.
Судом первой инстанции установлено, что решением ответчика от 1 апреля 2016 года истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, из которого были исключены периоды работы истицы с 20 мая 1991 года по 01сентября 1996 года в должности музыкального руководителя в я/с 61, период с 21 июня 2001 года по 17 июля 2001 года в должности музыкального руководителя.
Удовлетворяя исковые требования о включении в льготный стаж периода работы в должности музыкального руководителя с 20 мая 1991 года по 7 декабря 1992 года, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об их обоснованности.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Вместе с тем, согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в котором в пункте 4 подраздела 1 раздела I названы должности заведующих, руководителей-воспитателей и воспитателей в детских садах и объединенных яслях-садах.
Согласно пункту 2.6 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в детских садах и объединенных яслях-садах, предусмотренных пунктом 4 подраздела 1 раздела I Перечня, пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначаются как руководителям-воспитателям и воспитателям.
Впоследствии Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала. В то же время пунктом 3 названного Постановления было предусмотрено, что за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Указанный пункт признан утратившим силу с 01.10.1993.
Затем Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного Постановления. Названным Списком должность музыкального руководителя поименована.
При этом, в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, как правильно указано судом, в период с 01 января 1960 года по 01 октября 1993 года в стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включался период работы гражданина в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) в детских садах и объединенных яслях-садах, независимо от выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
В период с 01 октября 1993 года по 01 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован, путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Соответственно, с 01.10.1993 для включения в стаж педагогической работы, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии, включение периода работы в должности музыкального руководителя осуществляется при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Поскольку спорный период истца в должности музыкального руководителя в яслях-саду N 61 с 20 мая 1991 года по 7 декабря 1992 года приходится на период до 01 октября 1993 года, доводы ответчика о необоснованности его включения в специальный стаж со ссылкой на приказ руководителя, в котором имеются сведения о приеме на работу истца на 0,25 ставки, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по изложенным в апелляционной жалобе доводам судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.