Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М.Насретдиновой,
судей А.Р.Гаянова, Г.А.Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Л.Р.Маметовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе М.Ш.Вафиной на решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 26 сентября 2016 года, которым ее иск к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Советском районе города Казани Республики Татарстан о восстановлении нарушенного права на досрочную страховую пенсию оставлен без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения М.Ш.Вафиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.Ш.Вафина обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Советском районе г. Казани о восстановлении нарушенного права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований указала, что решением ответчика от 19 июля 2016 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью требуемого стажа 30 лет.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
были включены в календарном исчислении периоды ее работы с 24 августа 1998 года по 15 ноября 2002 года в должности фельдшера общепрофильной выездной бригады подстанции N 8, фельдшера бригады интенсивной терапии (БИТ) в КМУ "Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Казани"; с 16 ноября 2002 года по 31 июля 2003 года в должности фельдшера общепрофильной выездной бригады подстанции N 8, фельдшера бригады интенсивной терапии (БИТ) в МУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани"; с 17 сентября 2003 года по 31 января 2005 года в должности фельдшера бригады интенсивной терапии (БИТ) в МУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани"; с 01 января 2010 года по 01 февраля 2012 года в должности фельдшера выездной бригады интенсивной терапии в МУЗ "Станция скорой медицинской помощи г.Казани"; с 02 февраля 2012 года по 16 мая 2012 года в должности фельдшера выездной бригады интенсивной терапии в ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани"; с 17 мая 2012 года по 30 сентября 2014 года в должности фельдшера выездной бригады интенсивной терапии в ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани".
Полагая данное решение УПФР незаконным, истица просила суд обязать ответчика применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год и 6 месяцев к вышеуказанным периодам работы, назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за её назначением - с 07 июня 2016 года.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, что профессия фельдшера находится на ступень выше должности медицинской сестры и может допускаться вместо нее в работе в бригаде сокрой медицинской помощи по оказанию помощи по анестезиологии и интенсивной терапии. Получение образования по профессии фельдшер предполагает наличие знаний и навыков по всем видам профессии медицинской сестры.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица доводы апелляционной жалобы поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, также не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом первой инстанции установлено, что решением ответчика от 19 июля 2016 года истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом, в ее специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев не включены периоды работы с 24 августа 1998 года по 15 ноября 2002 года в должности фельдшера общепрофильной выездной бригады подстанции N 8, фельдшера бригады интенсивной терапии (БИТ) в КМУ "Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Казани"; с 16 ноября 2002 года по 31 июля 2003 года в должности фельдшера общепрофильной выездной бригады подстанции N 8, фельдшера бригады интенсивной терапии (БИТ) в МУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани"; с 17 сентября 2003 года по 31 января 2005 года в должности фельдшера бригады интенсивной терапии (БИТ) в МУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани"; с 01 января 2010 года по 01 февраля 2012 года в должности фельдшера выездной бригады интенсивной терапии в МУЗ "Станция скорой медицинской помощи г.Казани"; с 02 февраля 2012 года по 16 мая 2012 года в должности фельдшера выездной бригады интенсивной терапии в ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани"; с 17 мая 2012 года по 30 сентября 2014 года в должности фельдшера выездной бригады интенсивной терапии в ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для установления тождества работы истицы в должности фельдшера работе, в поименованной льготном Перечне должности медицинской сестры-анестезиста.
Данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Часть 3 и 4 ст. 30 вышеуказанного Закона, указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Подпунктом "м" пункта 1 указанного Постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" исчисление сроков выслуги производилось по следующим правилам:
врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, в качестве обладающих правом на льготное исчисление трудового стажа выездные бригады скорой медицинской помощи не были предусмотрены
Согласно Перечню структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, правом на указанное исчисление обладали из среднего медицинского персонала только медицинские сестры-анестезисты и медицинские сестры
В разделе "Наименование должностей" вышеуказанного Списка, утверждённого Постановлением N 781 от 29 октября 2002 года, в подразделе "средний медицинский персонал" указана должность "фельдшер", в разделе "Наименование учреждений" - "станции скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи".
В пункте 2 разделов Перечня "Наименование структурных подразделений", "Наименование должностей" предусмотрены медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, должность "фельдшера" в нем отсутствует.
Таким образом, стаж работы в должности фельдшера включается в специальный стаж в календарном исчислении, а работа в должности медицинской сестры-анестезиста в льготном исчислении.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 г. N 377 (ранее действующей) и Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. N 1183н, поименованы должности "фельдшер" и "медицинская сестра-анестезист". При этом в Номенклатуре от 1999 года для должностей фельдшера и медицинской сестры предусмотрены разные разряды для оплаты труда. Из Постановления Минтруда России от 27.08.1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" (действующего в период до 30 ноября 2008 года) и раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. N 541н, следует, что должностные обязанности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста не идентичны.
Приказом Министерства здравоохранения России от 26.03.1999 г. N 100 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены как должности "фельдшер" выездной бригады, так и "медицинская сестра-анестезист группы реанимации и интенсивной терапии".
Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006 г. N 435 по согласованию с Пенсионным фондом РФ было установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер".
При этом в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах. В данном случае такие основания отсутствуют, и тождественность должностей с учетом должностных обязанностей не могла быть установлена судом.
При оценке пенсионных прав по указанному спорному периоду работы истца в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, также отсутствуют основания для его включения в стаж в льготном исчислении, поскольку согласно утвержденному указанным постановлением "Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев" в числе структурных подразделений указаны "Отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи), анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии при этом в разделе "наименование должностей" должность фельдшера не поименована. Поэтому в соответствии с указанным Перечнем работа в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи не дает права на льготное исчисление стажа как один год работы за один год и шесть месяцев.
Поскольку без учета льготного исчисления периода работы истицы в должности фельдшера общепрофильной выездной бригады подстанции N 8, фельдшера бригады интенсивной терапии (БИТ) в КМУ "Станция скорой и неотложной медицинской помощи г. Казани", фельдшера бригады интенсивной терапии (БИТ) в МУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани", в должности фельдшера выездной бригады интенсивной терапии в ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани", в должности фельдшера выездной бригады интенсивной терапии в ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани" на день обращения в пенсионный орган 7 июня 2016 года истица не выработала требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к верному выводу, что правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу требуемую пенсию не имелось.
Вопреки доводам автора жалобы, что в указанный период времени ею фактически выполнялись должностные обязанности медсестры-анестезиста, ничем объективно по делу не подтверждены и опровергаются, как должностными обязанностями М.Ш.Вафиной по занимаемой должности, так и сведениями, предоставленными работодателем.
Оснований для переоценки доказательств и обстоятельств дела по доводам жалобы у судебной коллегии не имеется.
Иных доводов, влекущих отмену постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку доводы жалобы не опровергают обоснованность и законность выводов суда первой инстанции, процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 26 сентября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Ш.Вафиной - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.