судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Ключниковой ТВ к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ о признании действий незаконными, взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно
по апелляционной жалобе Ключниковой Т.В.
на решение Свердловского районного суда г.Красноярска от 08 сентября 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ключниковой ТВ к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно - отказать."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ключникова Т.В. обратилась в суд с требованиями к ГУ - КРО ФСС РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно в сумме 34355 рублей, расходов на оплату стоимости страховой премии в размере 1200 рублей, расходов на получение сведений о стоимости проезда в размере 600 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец является матерью ребенка - инвалида ДА Министерством здравоохранения Красноярского края было выдано направление на оказание высокотехнологической медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, также был выдан талон на получение специализированных талонов на проезд к месту лечения и обратно. Поскольку ребенку показана транспортировка авиационным транспортом, истцом самостоятельно были приобретены авиабилеты по маршруту "адрес" на сумму 34355 рублей. В возмещении стоимости проезда истцу ответчиком было отказано, с указанием, что компенсация стоимости проезда действующим законодательством не предусмотрена. Истец полагает, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, ее дочери показано прохождение лечения и курса реабилитации. Кроме того, согласно справкам о стоимости проезда, железнодорожным транспортом от "адрес" проезд дороже стоимости авиаперелета.
Судом первой инстанции постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ключникова Т.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств. Указывает, что законодательно предусмотрено, что гражданин имеет право воспользоваться авиационным транспортом при условии, когда стоимость авиаперелета ниже стоимости проезда на железнодорожном транспорте, когда у ребенка-инвалида имеется соответствующее заболевание (травма), при этом, наличие одновременно двух условий не требуется.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ - КРО ФСС РФ - Громова Д.В., выразившего согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1.1 и п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица (часть 2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ).
Согласно п. 4.1. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
В силу п. 4.2 Порядка для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться:
железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;
водным транспортом (третьей категории);
автомобильным транспортом (общего пользования).
Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта ( п.4.3 Порядка).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истец Ключникова Т.В. является матерью ДА, "дата" года рождения, признанной в установленном законом порядке органами МСЭ ребенком-инвалидом.
29.01.2016г. Министерством здравоохранения Красноярского края выдано направление на лечение ребенка-инвалида ДА в ГБОУ ВПО "Санкт-Петербурский ГПМУ". Одновременно был предложен талон N 2 на право бесплатного проезда к месту лечения на имя ДА и сопровождающего лица Ключниковой Т.В.
15.02.2016г. истец обратилась в ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о выдаче ей талонов на проезд к месту лечения на авиатранспорте, поскольку согласно справке Лесосибирской межрайонной больницы детская поликлиника N 2, ребенку-инвалиду ДА рекомендован авиаперелет к месту лечения и обратно.
24.02.2016г. ответчиком было отказано в оплате проезда авиатранспортом.
Для прибытия к месту лечения и обратно, истцом самостоятельно за счет собственных средств были приобретены авиабилеты, общей стоимостью 34355 рублей.
Полагая, что имеет право на компенсацию приобретенных авиабилетов к месту лечения ребенка - инвалида и обратно, истец обратилась в суд.
Разрешая требования истца о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований в полном объеме.
При этом суд обоснованно исходил из того, что право на получение компенсации стоимости самостоятельно приобретенных истцом авиабилетов к месту лечения у последней отсутствует, поскольку имеющееся у ребенка заболевание (врожденная аномалия мочевыделительной системы) не относится к перечню заболеваний, предусматривающих обязательное обеспечение проезда к месту лечения только на авиационном транспорте, в связи с чем, ответчиком правомерно были предложены к получению талоны на бесплатный проезд железнодорожным транспортом.
Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем, не вызывают сомнения у судебной коллегии.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года N 328 набор социальных услуг льготным категориям граждан предоставляется в натуральном выражении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила), действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов и граждан, имеющих I группу инвалидности (пункт 3).
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
водный транспорт третьей категории;
автомобильный транспорт общего пользования;
авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Таким образом, ни Федеральным законом, ни Правилами не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а указанные в апелляционной жалобе доводы о том, что гражданин имеет право воспользоваться авиационным транспортом при условии, когда стоимость авиаперелета ниже стоимости проезда на железнодорожном транспорте, когда у ребенка-инвалида имеется соответствующее заболевание (травма), а наличие одновременно двух условий не требуется, основанными на неверном применении норм материального права и не опровергающими выводы суда, поскольку набор социальных услуг льготным категориям граждан предоставляется в натуральном выражении, компенсация стоимости данных услуг в денежном выражении законом не предусмотрена.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Красноярска от 08 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ключниковой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимовой И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.