Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макаровой Ю.М.,
судей Ашихминой Е.Ю., Поповой Н.Н.,
при секретаре Мядзелец Е.А.
выслушав в открытом судебном заседании по докладу Макаровой Ю.М. дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к АО "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" о возложении обязанности выполнить противопожарное мероприятие, приостановлении деятельности,
по апелляционной жалобе АО "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы",
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к АО "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" удовлетворить в части.
Обязать АО "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" произвести мероприятия по строительству и содержанию ПСПИ в количестве 1 штука, строительству и содержанию пожарных наблюдательных пунктов в количестве 1 штука предусмотренные разделом 5.1 таблицей 5.5 (32) проекта освоения лесов, на лесном участке, предоставленном по договору аренды N N от N, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с АО "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб. 00 коп.".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к АО "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" о возложении обязанности выполнить противопожарное мероприятие, приостановлении деятельности.
Требования мотивированы тем, что "дата" между истцом и ЗАО "КЛМ Ко" (правопреемником является АО "КЛМ Ко") заключен договор аренды N лесного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, краевое государственное казенное учреждение "Борское лесничество" (в настоящее время - КГБУ "Борское лесничество") Вороговское участковое лесничество, в пределах лесных кварталов 710-714, 715ч, 716ч, 778-781, 782ч, 783, площадью 9 990 га. Лесной участок предоставлен для заготовки древесины на основании договора аренды.
К договору аренды указанного лесного участка разработан проект освоения лесов с положительным заключением, утвержденным приказом агентства лесной отрасли Красноярского края. В указанном проекте освоения лесов установлены виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которые АО "КЛМ Ко" необходимо выполнять в процессе его пользования данным лесным участком.
По результатам плановой документарной и выездной проверки проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края в период с "дата" по "дата" с целью осуществления федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах в отношении юридического лица ЗАО "КЛМ Ко" соблюдения проверяемым лицом лесного кодекса Российской Федерации и требований лесного законодательства было выявлено нарушение в виде невыполнения ЗАО "КЛМ Ко" в 2014 году условий проекта освоения лесов в части выполнения мероприятий по противопожарному устройству лесов, а именно, устройству и содержанию дорог противопожарного назначения длиной 1 км, устройству посадочных площадок для самолетов, вертолетов пожарной авиации в количестве 1 штука, устройству пожарных водоемов и подъездов к источникам воды в количестве 1 штука, строительству и содержанию ПСПИ в количестве 1 штука, строительству и содержанию пожарных наблюдательных пунктов в количестве 1 штука на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
"дата" ЗАО "КЛМ Ко" было выдано предписание об устранении в срок до "дата" выявленного нарушения, а также был составлен протокол об административном правонарушении от "дата", ЗАО "КЛМ Ко" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ "дата"
С целью проверки выполнения предписания было принято решение о проведении документарной проверки с целью изучения документов, подтверждающих исполнение или неисполнение предписания.
По результатам выездной проверки установлено, что предписание от 13.04.2015г по состоянию на 20.07.2015г. и 04.09.2015г. не исполнено.
За неисполнение предписания в отношении юридического лица АО "КЛМ Ко" был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно отчету АО "КЛМ Ко" от "дата" о выполнении противопожарных профилактических мероприятий за 2015 год, на участке государственного лесного фонда, арендуемом для заготовки древесины по договору от "дата", отчету КГБУ "Борское лесничество" от "дата" о выполнении арендатором противопожарных профилактических мероприятий за 2015 год - на арендуемом участке зафиксировано выполнение всех указанных выше противопожарных мероприятий кроме строительства и содержания пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (далее - ПСПИ) в количестве 1 штука, строительства и содержания пожарных наблюдательных пунктов в количестве 1 штука.
Фактов, препятствующих соблюдению АО "КЛМ Ко" требований действующего лесного законодательства и проекта освоения лесов в части строительства и содержания ПСПИ в количестве 1 штука, строительства и содержания пожарных наблюдательных пунктов в количестве 1 штука на арендованном лесном участке, не выявлено.
Просит суд обязать ответчика АО "КЛМ Ко" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить на арендованном договором N лесном участке предусмотренные разделом 5.1 таблицей 5.5 (32) проекта освоения лесов противопожарные мероприятия по строительству и содержанию ПСПИ в количестве 1 штука, строительству и содержанию пожарных наблюдательных пунктов в количестве 1 штука, а также приостановить деятельность АО "КЛМ Ко" как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего законодательства, до выполнения указанных мероприятий.
Судом постановленоприведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель АО "КЛМ Ко" Устюгов Н.Н. просит решение отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, выразившихся в неизвещении ответчика о времени и места судебного заседания. Кроме того, указывает, что суд не учел выполнение ответчиком в полном объеме противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, заслушав представителя ответчика Устюгова Н.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. 1, 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
В силу части 3 названной статьи указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Согласно пункту 5 Правил от 30.06.2007 N 417 мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В силу части 2 статьи 28 Лесного кодекса РФ приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По смыслу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.
Как следует из материалов дела, Агентство лесной отрасли Красноярского края заключило договор аренды лесного участка N от "дата", согласно которому ответчику предоставлен лесной участок общей площадью 9990 га, расположенный: Красноярский край, Туруханский район, краевое государственное казенное учреждение "Борское лесничество" (в настоящее время - КГБУ "Борское лесничество") Вороговское участковое лесничество, в пределах лесных кварталов 710-714, 715ч, 716ч, 778-781, 782ч, 783, сроком по "дата".
Согласно п. 13 договора арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов.
Проект освоения лесов, переданных в аренду ЗАО "КЛМ Ко", разработанный ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект", предусматривает виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которые АО "КЛМ Ко" необходимо выполнять в процессе его пользования данным лесным участком, согласно п. 5.5 проекта.
По результатам плановой документарной и выездной проверки проведенной Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края было выявлено, в том числе, нарушение в виде невыполнения ЗАО "КЛМ Ко" в 2014 году условий проекта освоения лесов противопожарного мероприятия по строительству и содержанию ПСПИ в количестве 1 штука, строительству и содержанию пожарных наблюдательных пунктов в количестве 1 штука, что являлось нарушением п. 3 "а", 5 "Правил пожарной безопасности в лесах", установленных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, п. 3 ч. 2 ст. 53.1, ч. 3 ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ, в соответствии с которым арендатор должен осуществить предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), включающее в себя строительство пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, строительство пожарного наблюдательного пункта, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
По результатам указанной проверки ответчику вынесено предписание N об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки N от "дата", в срок до "дата".
При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о возложении на ответчика обязанности произвести мероприятия по строительству и содержанию ПСПИ в количестве 1 штука, строительству и содержанию пожарных наблюдательных пунктов в количестве 1 штука предусмотренные разделом 5.1 таблицей 5.5 (32) проекта освоения лесов, на лесном участке, предоставленном по договору аренды N- N от N, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.
Довод жалобы о том, что к моменту рассмотрения дела все необходимые противопожарные мероприятия ответчиком были выполнены, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не подтвержден материалами дела.
Из сообщения руководителя КГБУ "Борское лесничество" (исходящий N от "дата"), исследованного судом первой инстанции, следует, что ПСПИ для арендованного АО "КЛМ Ко" договором N от "дата" лесного участка в поселке Бор Туруханского района Красноярского края отсутствует. Согласно отчету об охране и защите лесов, направленному ответчиком "дата" (л.д. 55) строительство пожарного наблюдательного пункта не выполнено.
Доказательств наличия пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в п. Бор, а также доказательств строительства пожарного наблюдательного пункта в количестве 1 штука ответчиком ни в суд первой инстанции ни в судебное заседание судебной коллегии не представлено, то есть доводы, изложенные в иске, ответчиком не опровергнуты.
Довод апелляционной жалобы о неизвещении ответчика судом первой инстанции о времени и месте судебного разбирательства отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, судебное извещение о назначении судебного заседания было отправлено судом по указанному им адресу. Согласно уведомлению о вручении почтового отправления, судебное извещение ответчику вручено (л.д. 88).
Фактов нуждающихся в дополнительной проверке, которые смогут повлиять на правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.