судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Беляковой Н.В., Корниенко А.Н.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Низковского В.Ю. к Агентству труда и занятости населения Красноярского края, КГКУ "Центр занятости населения города Минусинска" о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного,
по апелляционной жалобе Низковского В.Ю.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 6 сентября 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Низковского В.Ю. к Агентству труда и занятости населения Красноярского края, Краевому государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Минусинска" о признании незаконными действий, бездействия, решений в части отказа в постановке на учет в качестве безработного, отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Низковский В.Ю. обратился в суд с иском к Агентству труда и занятости населения Красноярского края, КГКУ "Центр занятости населения города Минусинска" о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного.
Требования мотивированы тем, что 21.01.2013 года, 23.01.2013 года, 07.06.2013 года, 23.08.2013 года, 31.03.2014 года, 30.05.2015 года он обращался в КГКУ "Центр занятости населения г. Минусинска" (далее ЦЗН) с заявлениями о постановке на учет в качестве безработного, в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие у него регистрации по месту жительства. В повторных заявлениях он объяснял, что не имеет возможности зарегистрироваться по месту жительства, имея весь этот период времени регистрацию по месту пребывания по одному и тому же адресу: "данные изъяты", поскольку собственности не имеет, заставить собственников зарегистрировать его по месту жительства не имеет ни возможности, ни желания. При очередном обращении в Агентство труда и занятости Красноярского края от 30.07.2015 года об оказании содействия в постановке на учет безработным, 17.08.2015 года вновь получил отказ от постановки на учет из-за отсутствия регистрации по месту жительства. Являясь инвалидом 3 группы, он имеет право на различные меры социальной поддержки, нуждается в содействии в трудоустройстве, которое нарушается ЦЗН.
В указанной связи просил признать незаконными действия, бездействия и решения ответчиков в части отказа в постановке на учет в ЦЗН г. Минусинска безработным с 21.01.2013 г. по настоящее время.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Низковский В.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Суд, в нарушение норм процессуального права, не направил ему для ознакомления и представления возражений поступившие сведения о наличии у него в собственности жилого помещения, а также сведения из Агентства записи актов гражданского состояния по Красноярскому краю. Указывает на то, что отказ ответчика в постановке его на учет в качестве безработного основан на факте отсутствия регистрации его по месту жительства, что является незаконным, противоречит Конституции РФ.
В судебное заседание Низковский В.Ю., представители Агентства труда и занятости населения Красноярского края, КГКУ "Центр занятости населения города Минусинска", надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года N1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ч. 1 ст. 3 названного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.
Часть 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В силу положений ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Статьей 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 предусмотрено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в определении от 5 октября 2000 года N 199-0 указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 года N 105-О содержится правовая позиция, согласно которой введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.
Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию этой сферы общественных отношений, определилв Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.
Само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 21 Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1998 года N 189-0 и от 6 февраля 2003 года N 105-О).
Как установлено судом первой инстанции, 21.01.2013 г. Низковский В.Ю., "данные изъяты", принят на персональный учет в качестве гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы в ЦЗН г. Минусинска.
17.04.2013 года КГКУ ЦЗН г. Минусинска принято решение о снятии Низковского
В.Ю. с учета в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы СЗ без
уважительных причин.
28.02.2014 года Низковский В.Ю. повторно обратился в КГКУ ЦЗН г. Минусинска с заявлением о постановке на учет и был принят на учет в качестве гражданина, ищущего подходящую работу.
26.05.2014 г. Низковский В.Ю. снят с регистрационного учета решение КГКУ ЦЗН г. Минусинска в связи с длительной (более 1 месяца) неявкой без уважительных причин.
Свидетельствами N 39 и N 119, выданными 16.01.2013 г. и 28.01.2014 г. подтверждается регистрация Низковского В.Ю. года рождения по месту пребывания по адресу: "данные изъяты" с 16.01.2013 г. по 16.01.2014 и с 25.01.2014 г. по 25.01.2024 года соответственно.
Из материалов дела следует, что согласно копиям паспортов: первый - "данные изъяты", выданный ОУФМС России по Новосибирской области в Октябрьском районе г. Новосибирска "данные изъяты"., в котором местом жительства истца указано место регистрации от 11.12.2012 г. в "данные изъяты", (по утверждению истца паспорт утерян), второй - "данные изъяты" выданный ОУФМС России по Красноярскому краю в Минусинском районе "данные изъяты" г.
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 23.09.2013 г. Истец был признан утратившим право пользования жилым помещением по указанному выше адресу.
Проверяя доводы истца о том, что иного жилого помещения на праве собственности он не имеет, в связи с чем был вынужден зарегистрироваться по месту пребывания, по которому он и должен быть поставлен на учет как безработный, суд первой инстанции установил, что согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, жилое помещение по адресу: г. "данные изъяты", в котором истец зарегистрирован по месту пребывания, с 09.12.2014 г. находится в общей совместной собственности Низковского А.Ю. и "данные изъяты"
Из сведений, представленных суду Агентством записи актов гражданскою состояния Красноярского края от 06.09.2016 г. в архиве Управления ЗАГС администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края имеются записи актов гражданского состояния, составленные отделом ЗАГС г. Дудинки Красноярского края: о рождении "данные изъяты" Низковского В.Ю., о заключении брака "данные изъяты" г. на имя Низковского (после заключения брака - "данные изъяты", о расторжении брака "данные изъяты" на имя "данные изъяты" расторжения брака - Низковский) В.Ю. и "данные изъяты" Первичное свидетельство о расторжении брака на имя Прутовых В.Ю. было выслано 12.09.2012 г. в Минусинский территориальный отдел агентства ЗАГС для вручения заявителю.
Таким образом, как правильно указал суд, материалами дела подтверждается, что Низковский В.Ю. и "данные изъяты" одно и то же лицо.
При этом при первичном обращении в КГКУ ЦЗН г. Минусинска 21.01.2013 года Низковский В.Ю. был зарегистрирован по месту жительства в г. Новосибирске, куда и мог обратиться в ЦЗН по месту жительства для постановки на учет в качестве безработного, однако скрыл эту информацию от КГКУ ЦЗН г. Минусинска.
В последующем истец, обратившись к ответчикам 30.07.2015 г. за разрешением вопроса о постановке на учет безработным, как он сам указывает в ходатайстве от 30.06.2016 года, уже имел в собственности 1/2 доли квартиры по адресу: г "данные изъяты" чем также не поставил ответчиков в известность, указав, что жилья в собственности не имеет.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами бесспорно подтверждено, что Низковский В.Ю., зная о своей регистрации по месту жительства в г. Новосибирске на дату первичного обращения 21.01.2013 г. к ответчикам, не предоставил в КГКУ ЦЗН г. Минусинска указанную информацию, а в последующем, оформив право собственности на жилое помещение в г. Минусинске, не принял мер к регистрации по месту жительства, настаивая на возложении на ответчиков обязанности по регистрации его в качестве безработного и ссылаясь на невозможность регистрации в силу причин, от него не зависящих, то есть злоупотребил своим правом.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности отказа ответчика в постановке на учет Низковского В.Ю. в качестве безработного.
Доводы апелляционной жалобы Низковского В.Ю. о том, что сведения о наличии в собственности жилья и сведения Агентства записи актов гражданского состояния поступили в суд в день принятия судом решения, что лишило его возможности высказать мнение по представленным доказательствам, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как адресная справка на истца поступила в суд 18.08.2016 года, выписка из ЕГРП - 31.08.2016 года, истец о слушании дела 06.09.2016 года был извещен надлежащим образом (л.д.219 т.1), в судебное заседание не явился. В апелляционной жалобе истцом не опровергаются сведения о наличии жилья в собственности, об изменении фамилии после расторжения брака с "данные изъяты" на Низковского В.Ю. Ссылка истца на наличие причин, препятствующих регистрации по месту жительства, имеющих личный характер, по мнению судебной коллегии, не является основанием, дающим право требовать от органа занятости населения постановку на учет в качестве безработного при не выполнении самим гражданином, претендующим на постановку на учет в качестве безработного с правом на получение пособия по безработице, необходимых требований, предусмотренных законом, в том числе, регистрации по месту жительства гражданина.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 6 сентября 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Низковского В.Ю.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.