Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Прилуцкой Л.А.,
судей - Маркатюк Г.В., Наприенковой О.Г.,
с участием прокурора - Ковязина М.Д.,
при секретаре - Бацунине Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Маркатюк Г.В.,
гражданское дело по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов Сидельникова Е.М. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя администрации Таймырского Долгано- Ненецкого муниципального района - Панова А.А., действующего по доверенности от 17.12.2015 года,
на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 21 сентября 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Таймырского района в защиту прав и законных интересов Сидельникова Е.М. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о наложении обязанности обеспечить Сидельникову Е.М. жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям путем заключения договора найма специализированного жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предоставить Сидельникова Е.М., "дата" года рождения, уроженке "адрес", благоустроенное применительно к условиям г. Дудинка жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. и не более "данные изъяты" кв.м."
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Таймырского района обратился в суд в интересах Сидельниковой Е.М. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Сидельникова Е.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Дудинского городского суда от "дата" ее мать Сидельникова О.М. лишена родительских прав, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
"дата" Министерством образования Красноярского края Сидельникова Е.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В нарушение действующего законодательства с момента постановки на учет в органах государственной власти края до настоящего времени Администрацией Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района Сидельникову Е.М. жилым помещением не обеспечена.
Судом вынесено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Таймырского Долгано- Ненецкого муниципального района - Панов А.А., действующий по доверенности, просит решение отменить, ссылаясь на отсутствие в бюджета денежных средств для предоставления жилого помещения.
Неявившиеся лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщали, доказательств уважительности отсутствия - не представили, в силу чего дело подлежит рассмотрению согласно статье 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда, заслушав прокурора Ковязина М.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Статья 1 Закона Красноярского края N 9-4225 от 24.12.2009 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" наделяет на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
Как видно из материалов дела, матерью Сидельниковой Е.М. является Сидельникова О.М., запись об отце внесена в запись акта о ее рождении на основании заявления матери. Решением Дудинского городского суда от "дата" Сидельникова О.М. лишена родительских прав в отношении Сидельниковой Е.М.
Согласно сведениям, предоставленным Дудинским отделом Росреестра, ФГУП "Ростехинвентаризация", недвижимого имущества на праве собственности за Сидельниковой О.М., Сидельниковой Е.М. не числится.
"дата" между Администрацией г. Дудинки и Сидельниковой О.М. заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Совместно с нанимателем в жилое помещение в качестве членов семьи вселены: Сидельникова Е.М., Сидельникова С.Д.
Согласно выписке из финансово - лицевого счета АО "Таймырбыт", паспорта Сидельниковой Е.М., справке Администрации "адрес", она зарегистрирована по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района от "дата" N, установлен факт невозможности проживания Сидельниковой Е.М. в ранее занимаемом жилом помещении, по адресу "адрес", поскольку его площадь составляет "данные изъяты" кв.м., в указанном жилом помещении зарегистрировано "данные изъяты" человека, в связи с чем на одного проживающего приходится менее "данные изъяты" кв.м.
"дата" Сидельникова Е.М. в Министерстве образования Красноярского края поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Возлагая на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края обязанность по предоставлению Сидельниковой Е.М. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет она осталась без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет заявила о своём намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем; включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Министерстве образования Красноярского края. Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы представителя администрации Таймырского Долгано- Ненецкого муниципального района, что суд в нарушение норм действующего жилищного законодательства возложил на администрацию обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, судебная коллегия находит несостоятельными. Все условия предоставления истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдены.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что исполнение обязанности государства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Таким образом, суд первой инстанции, рассматривая дело, в полном объеме определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оценка представленным в материалы дела доказательствам дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 21 сентября 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Таймырского Долгано- Ненецкого муниципального района Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.