Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Емельянова В.А.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Колмакова В.В. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности по восстановлению права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017г. за пределами района Крайнего Севера в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации с даты постановки на учет,
по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края,
на решение Дудинского районного суда от 18 августа 2016г., которым постановлено:
Исковые требования Колмакова В.В. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о возложении обязанности по восстановлению права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году за пределами района Крайнего Севера в районы с благоприятными природно - климатическими условиями на территории Российской Федерации с даты постановки на учет с 12.06.2012 года, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района восстановить Колмакова В.В. в очередности граждан, имеющих право на получение в 2017 году социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с даты первоначальной постановки на учет, т.е. с 12.06.2012 года.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Колмаков В.В. обратился в суд с иском к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности по восстановлению права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017г. за пределами района Крайнего Севера в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации с даты постановки на учет. Свои требования он мотивировал тем, что проживает в г.Дудинка с 1967г. В июне 2012г. он был поставлен на учет, как имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья на "материке" в связи с выездом из районов Крайнего Севера, впоследствии переведен в очередь "пенсионеры". 24 февраля 2016г. он сдал полный пакет документов для включения в списки граждан на получение социальной выплаты на приобретение жилья в районах с благоприятными природно-климатическими условиями за пределами районов Крайнего Севера на 2017г. 24 марта 2016г. он получил письмо об отказе в получении социальной выплаты, в связи с тем, что в марте 1997г. он выезжал из районов Крайнего Севера и северный стаж составлял 13 лет 03 месяца 01 день. Отказ он считает незаконным. В 1997г. в связи с болезнью дочери, его супруга обратилась к главному врачу ТТМО с просьбой оказать содействие в переселении. Губернатором Таймырского округа было предложено приватизировать их квартиру. Квартира была приватизирована и 04 марта 1997г. продана ТТМО. После чего, Администрацией округа было выдано гарантийное письмо о выделении финансовых средств на приобретение или строительство жилья, и они выехали в г.Новосибирск, где бывшая супруга заключила договор об инвестировании строительства, по условиям которого они внесли первый взнос, а второй необходимо было внести до 01 июня 1997г. Договор и чеки были направлены в Администрацию Таймырского округа, однако в финансировании было отказано в связи с отсутствием денежных средств, в результате договор инвестирования был расторгнут, и семья вернулась в г.Дудинка. Он считает, что стаж работы прерван по вине Администрации ТАО. Его общий стаж работы в районах Крайнего Севера составил 27 лет 09 месяцев 29 дней. В этой связи он просил суд возложить на Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязанность по восстановлению права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017г. за пределами района Крайнего Севера в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации, восстановить его в списке граждан, получателей социальной выплаты, с даты постановки на учет, т.е. с 12 июня 2016г.
Определением Дудинского районного суда от 30 мая 2016г. к участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Глушков Н.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание истец Колмаков В.В., представитель ответчика Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела видно, что Колмаков В.В. проживал в г.Дудинка с 30 января 1979г., с 10 января 1983г. он начал трудовую деятельность в районах Крайнего Севера. 21 марта 1997г. он вместе со своей семьей, женой и дочерью- инвалидом, выехал из района Крайнего Севера по семейным обстоятельствам, в связи с болезнью дочери. На момент выезда трудовой стаж истца в районах Крайнего Севера составлял 13 лет 03 месяца 01 день. В период проживания в г.Дудинка Колмаков В.В. 18 декабря 1985г. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий работников Дудинского морского порта, с 11 июля 1988г. состоял в льготной очереди на основании ст.36 ЖК РФ. 18 марта 1997г. был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с увольнением по сокращению численности.
Супруга истца, Колмакова Л.Б. (брак в настоящее время расторгнут) состояла на учете на предоставление социальной выплаты с 1992г., ей было предоставлено гарантийное письмо Администрации Таймырского автономного округа от 28 марта 1997г. N26, на основании которого она должна была заключить договор купли-продажи жилья в г. Новосибирске, который она, и заключила, однако Администрация Таймырского автономного округа не осуществила перечисление денежных средств по гарантийному письму из-за отсутствия денег. Впоследствии Колмакова Л.Б. была снята с учета, несмотря на то, что Администрация округа не выполнила свои обязательства по предоставлению финансовых средств. Вступившим в законную силу решением Дудинского районного суда от 25 января 2011г. Колмакова Л.Б. была восстановлена в очередности на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера с 15 сентября 1996г.
01 марта 2001г. Колмаков В.В. вернулся в г.Дудинка, работал, и по состоянию на 16 февраля 2016г. имеет стаж работы в районах Крайнего Севера 27 лет 09 месяцев 29 дней. 12 июня 2012г. он был поставлен на учет в Администрации Таймырского района на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Постановлением Администрации Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района от 02 марта 2016г. N110 Колмаков В.В. был включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Согласно постановлению Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 04 марта 2016г. N113 в отношении Колмакова В.В. принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в 2017г. Из письма Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 03 марта 2016г. N410, направленного в адрес истца, следует, что он был снят с очереди на получение социальных выплат согласно ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с тем, что продолжительность стажа его работы в районах Крайнего Севера в первом заезде составила менее 15 лет.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия решение суда считает законным и обоснованным.
До 1 января 2003г. условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, распределение средств федерального бюджета на жилищные субсидии, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год", по субъектам Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, устанавливал Федеральный закон от 25 июля 1998г. N131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Указанный Федеральный закон предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч.1 ст.1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст.2).
Вместе с тем, нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу указанного Федерального закона, предусматривали право граждан на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий.
Так, согласно абзацу четвертому п.5 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 декабря 1993г. N1278, за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации субсидии предоставляются в пределах объема, предусмотренного в этом бюджете для финансирования жилищного строительства на соответствующий год, на основе заявок республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также министерств и ведомств Российской Федерации лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.
Из абзаца 3 пункта 3 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 августа 1996г. N937 (в ред. Постановления Правительства от 20 августа 2001г. N594), следует, что за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) следующим категориям граждан: лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998г., приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996г. "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 1996г." установлено, что размер выделяемой гражданину субсидии определяется исходя из социальной нормы площади жилья для семьи данного состава, средней сложившейся на территории Российской Федерации стоимости строительства квадратного метра жилья в домах массовой застройки в первом полугодии 1996 года, определяемой по данным Госкомстата России, и коэффициента стажа работы (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Коэффициент работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определяется по следующей шкале: от 10 до 15 лет - 0,75, от 15 до 20 лет - 0,80, от 20 до 25 лет - 0,85, от 25 до 30 лет - 0,90, свыше 30 лет - 0,95.
При исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях берется полностью стаж работы в этих районах и суммируется с половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или времени без работы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001г. N8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и Х." часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998г. признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.
Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998г., не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст.1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2002г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяющего условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, Федеральный закон от 25 июля 1998г. N131-ФЗ утратил силу.
Статьей 1 Федерального закона N125-ФЗ установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Частью первой статьи 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что Колмаков В.В. по состоянию на 01 января 1992г. проживал и работал в г.Дудинка, относящейся к районам Крайнего Севера. На момент выезда из районов Крайнего Севера - 21 марта 1997г. стаж его работы в районах Крайнего Севера составлял 13 лет 03 месяца 01 день, то есть на момент выезда из районов Крайнего Севера истец имел стаж более 10 лет. При этом Колмаков В.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства с 18 декабря 1985г. и был снят с учета в 1997г. До настоящего времени о право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья им не реализовано, т.к. при выезде в 1997г. в г.Новосибирск Администрация Таймырского (Долгано- Ненецкого) автономного округа не выполнила принятого на себя обязательства по перечислению финансовых средств на приобретение семьей истца жилья, что подтверждается, в числе прочих доказательств, имеющихся в материалах дела, и вступившим в законную силу указанным выше решение Дудинского районного суда от 25 января 2011г.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей (жилищных субсидий).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Установление для граждан гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно - климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями. Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданину, имеющему длительный стаж работы в районах Крайнего Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всем членам его семьи, независимо от пола, возраста, степени родственных с ним отношений и т.п. различий, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из таких районов.
Поскольку истец, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, на момент выезда из г.Дудинка в 1997г., имел право на получение социальной выплаты, т.к. его стаж работы в районе Крайнего Севера составлял 13 лет 03 месяца 01 день, т.е. не менее 10 календарных лет, и состоял по месту жительства на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, связанные с тем, что его выезд в 1997г. был вынужденным в связи с болезнью дочери, а возвращение в г.Дудинка в 2001г. было связано с невыполнением Администрацией округа принятых обязательств о перечислении денежных средств на приобретение жилья для семьи Колмакова В.В., то исключение его из очереди на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в данном конкретном случае не может быть признано правомерным, т.к. тем самым, в нарушение вышеприведенных норм Конституции РФ, и норм материального права, приведет к необоснованному лишению истца права на предоставление государством гарантий и компенсаций, связанных с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые направлены на обеспечение жильем выезжающих из указанных районов граждан.
При указанных обстоятельствах суд, правильно применив нормы материального права и исходя из конкретных обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязанности восстановить Колмакова В.В. в очередности граждан, имеющих право на получение в 2017г. социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с даты первоначальной постановки на учет, т.е. с 12 июня 2012г.
В связи с изложенным судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, т.к. они основаны на неверном применении и толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального закона, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дудинского районного суда от 18 августа 2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Глушкова Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.