Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.
судей Корниенко А.Н., Жуля А.В.,
при секретаре Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России N 4 по Красноярскому краю к Обухову СП. о взыскании задолженности по налогу, пени,
по апелляционной жалобе начальника МИФНС N 4 по Красноярскому краю- Дубицкой Т.В.,
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 13 октября 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России N 4 по Красноярскому краю к Обухову СП. о взыскании с Обухова СП. в доход краевого бюджета транспортного налога в сумме "данные изъяты", пени по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 4 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Обухову С.П. о взыскании задолженности по налогу, пени. Требования мотивированы тем, что согласно данным ГИБДД за Обуховым С.П. зарегистрировано транспортное средство. Транспортный налог за "дата" должен быть уплачен не позднее "дата" Налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление на уплату транспортного налога за "дата" в сумме "данные изъяты", однако обязанность по уплате транспортного налога не исполнена. По состоянию на "дата" Обухову С.П. начислены пени по транспортному налогу в сумме "данные изъяты". Налоговым органом в адрес Обухова С.П. направлены требования на уплату задолженности по транспортному налогу и пени. Судебным приказом 09 июля 2015 г. N вынесенным мировым судьей судебного участка N 103 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края с Обухова С.П. взыскана недоимка по транспортному налогу за "дата". в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты", государственная пошлины в размере "данные изъяты" Определением мирового судьи судебного участка N 103 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 13 января 2016 г. судебный приказ N отменен. Просит взыскать с Обухова С.П. в доход краевого бюджета транспортный налог в сумме "данные изъяты", пени по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" копеек.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе начальник МИФНС N 4 по Красноярскому краю - Дубицкая Т.В. просит изменить решение суда. Считает, что отказ суда основан на неверном толковании норм права, поскольку право пользования льготой носит заявительный характер и возникает с момента подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении ему льготы. Должник обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы "дата" года, "дата" года был произведен перерасчет суммы задолженности за "дата" года, а также даны разъяснения о том, что перерасчет ранее исчисленных сумм налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения. Указывает, что в данном случае предоставление льготы по уплате транспортного налога за "дата" год невозможно.
Судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
По мнению судебной коллегии, такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 ст. 363 НК РФ, действовавшими до 01 января 2015 года, срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не мог быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 3 Закона Красноярского края от 08 ноября 2007 года N 3-676 "О транспортном налоге" (далее Закон края), действовавшей до 01 января 2015 года, предусматривалось, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 2 Закона края (в редакции действовавшей до 01.01.2013 года) предусмотрены налоговые ставки на транспортные средства соответственно в зависимости от мощности двигателя до 100 л.с. в размере - 6 рублей.
Статьей 4 Закона края (в редакции действующей в настоящее время) предусмотрено, что от уплаты транспортного налога освобождены, в том числе физические лица, являющиеся пенсионерами в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Для того, чтобы воспользоваться льготой, налогоплательщики, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства и по месту жительства заявление, в котором указываются транспортные средства, на которые заявляется льгота, а также документы, подтверждающие право пользования льготой (удостоверение; документ, подтверждающий инвалидность ребенка, свидетельство о рождении ребенка, документ (правовой акт, судебный акт, договор), подтверждающий факт усыновления ребенка, установления опеки (попечительства) над ребенком, передачи ребенка на воспитание в приемную семью; выписку из финансового лицевого счета, выданную организацией, обслуживающей жилищный фонд по месту жительства заявителя и детей, или выписку из домовой книги).
Статьей 4 Закона края (в редакции действовавшей по состоянию на 2010 год) было предусмотрено, что физические лица, являющиеся пенсионерами в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, уплачивают транспортный налог в размере 10 процентов по отдельным транспортным средствам при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом. Льгота предоставлялась, в том числе в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Для того, чтобы воспользоваться льготой, физические лица должны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства и по месту жительства заявление, в котором указываются транспортные средства, на которые заявляется льгота, а также документы, подтверждающие право пользования льготой (пенсионное удостоверение).
Таким образом, из указанных норм права следует, что предоставление льготы по уплате транспортного налога носит заявительный характер.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обухов С.П. с "дата" является собственником транспортного средства "данные изъяты"
"дата" административным истцом в адрес Обухова С.П. направлено налоговое уведомление N с исчисленным транспортным налогом за "дата" в размере "данные изъяты" за транспортное средство "данные изъяты" из расчета: "данные изъяты" (налоговая ставка), установлен срок уплаты до "дата" г.
В связи с тем, что обязанность по уплате транспортного налога административным ответчиком не была исполнена, ему за период с "дата" по "дата" года начислены пени по транспортному налогу в размере "данные изъяты"
"дата" административным истцом в адрес Обухова С.П. направлено требование N об уплате транспортного налога в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты" в срок до "дата"
Административным ответчиком обязанность по уплате транспортного налога не исполнена.
"дата" налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N 103 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Обухова С.П. задолженности по транспортному налогу, пени.
09 июля 2015 года мировым судьей судебного участка N 103 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края вынесен судебный приказ N о взыскании с Обухова С.П. недоимки по транспортному налогу за "дата". в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты", государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Определением мирового судьи судебного участка N 103 в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края от 13 января 2016 года судебный приказ N отменен по заявлению Обухова С.П.
"дата" Обухов С.П. обратился в налоговый орган за предоставлением налоговой льготы. В силу положений абз. 2 п. 6 ст. 408 НК РФ налогоплательщику был произведен перерасчет за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, то есть за "дата" года.
Ранее Обухов С.П. не обращался в налоговый орган с заявление о предоставлении ему налоговой льготы по уплате транспортного налога.
Согласно удостоверения серии N, Обухову С.П. с "дата" года назначена пенсия за выслугу лет.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскания с ответчика транспортного налога за "дата" год, суд первой инстанции исходил из того, в "дата" году ответчик являлся пенсионером и имел в собственности автомобиль, мощностью двигателя менее 100 л.с., что по мнению суда первой инстанции является основанием для предоставления ответчику льготы по транспортному налогу.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку предоставлении льготы по уплате транспортного налога носит заявительный характер, а ответчик о предоставлении ему данной льготы в налоговый орган с заявлением не обращался.
Учитывая, что ответчиком задолженность по оплате транспортного налога за "дата" не оплачена, то с ответчика подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за "дата" год в размере "данные изъяты" и пени в размере "данные изъяты"
Также, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 13 октября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с Обухова СП., проживающего по адресу: "адрес", в пользу бюджета Красноярского края задолженность по транспортному налогу за "дата" год в размере "данные изъяты" и пени в размере "данные изъяты", а всего "данные изъяты".
Взыскать с Обухова СП. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.