Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н.,
судей: Мирончика И.С., Крятова А.Н.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Минченко ФИО12 к ФГКУ "Центррегионжилье" об обжаловании действий должностного лица - начальника отделения (территориальное, г. Красноярск) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, включении в единый реестр военнослужащих,
по апелляционной жалобе Минченко А.В.,
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 15 сентября 2016 года, которым постановлено:
"Заявление Минченко ФИО13 к ФГКУ "Центррегионжилье" об обжаловании действий должностного лица - начальника отделения (территориальное, г. Красноярск) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, включении в единый реестр военнослужащих, - оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минченко А.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Центррегионжилье" об обжаловании действий должностного лица - начальника отделения (территориальное, г. Красноярск) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, мотивируя требования тем, что истец проходил службу в Министерстве Обороны РФ на различных должностях, 20.05.2011 года в соответствии с Приказом войсковой части 32441 N 06 досрочно уволен в запас по собственному желанию, исключен из списков личного состава войсковой части 32441 20.07.2011 года. Истец проживает в квартире по ул. Гвардейская, 22-18, в ЗАТО пос. Солнечный Красноярского края, предоставленной на основании решения администрации ЗАТО пос. Солнечный по ордеру N 91 от 13.07.1999 года на условиях социального найма. В соответствии с карточкой компьютерного учета, истец состоял на жилищном учете как военнослужащий, нуждающийся в предоставлении жилья, с составом семьи три человека, в том числе, супруга Осокина Н.Е., сын Минченко А.А. До настоящего времени жильем для постоянного проживания с указанным составом семьи он не обеспечен, жилой площадью по избранному после увольнения в запас месту жительства не обеспечивался и в программе по обеспечению жилым помещением путем предоставления государственного жилищного сертификата не участвовал. Ответчик решением N 08/63 от 23.06.2015 года отказал истцу в постановке на жилищный учет. Данное решение истец полагает незаконным, противоречащим ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В связи с этим, Минченко А.В. просил признать незаконным решение N 08/63 от 23.06.2015 года об отказе в постановке на жилищный учет, обязать принять решение о его включении в единый реестр военнослужащих для последующего обеспечения жилым помещением с составом семьи три человека.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Минченко А.В. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на аналогичные доводы, указанные в административном исковом заявлении. Кроме того, ссылается на то, что судом не было принято во внимание, что истец относится к категории военнослужащих, которые заключили контракт до 1998 года, которые первые пять лет военной службы обеспечиваются служебным жильем, а при продолжении военной службы обеспечиваются жильем для постоянного проживания. При этом, суд также не учел, что военнослужащий после окончания военной службы имеет право выбора места жительства.
Представителем начальника (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ "Центррегионжилье" Барага В.И. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что административный истец и члены его семьи ни к одной из указанных в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" категорий граждан, имеющих права на предоставление жилых помещений, не относятся, поскольку документы, подтверждающие постановку Минченко А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, на основании порядка, действовавшего во время прохождения им военной службы и на момент увольнения его с военной службы в уполномоченный орган Министерства обороны РФ, не поступали. При этом Минченко А.В. обратился с заявлением только 15.05.2015 года, то есть после утраты им статуса военнослужащего, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имелось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился административный истец Минченко А.В., остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, выслушав административного истца Минченко А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подп. "а" п. 6 нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Минченко А.В. проходил службу в Министерстве обороны РФ, 20.05.2011 г. в соответствии с приказом войсковой части 32441 досрочно уволен в запас по собственному желанию.
При этом Минченко А.В. был исключен из списков личного состава данной войсковой части приказом N 147 от 20.07.2011 г.
Из содержания рапорта Минченко А.В. об увольнении следует, что административный истец обеспечен жилой площадью по месту дислокации войсковой части, зарегистрирован и проживает по "адрес", вопрос обеспечения жильем по установленным законодательством нормам намерен решать самостоятельно через органы местного самоуправления.
Из листа беседы от 16.05.2011 г. следует, что истец жилой площадью по нормам законодательства не обеспечен.
В соответствии с карточкой учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему административным истцом получена квартира по ул. "адрес".
Жилое помещение по ул. "адрес" предоставлено Минченко А.В. по ордеру Министерства обороны РФ, в/ч 12463 от 13.07.1999 г. на состав семьи 5 человек.
Согласно кадастровому паспорту квартира по адресу: пос. "адрес" имеет общую площадь 58,8 кв.м.
По данным ЗАТО пос. Солнечный Красноярского края указанное помещение является муниципальной собственностью и передано Минченко А.В. и членам его семьи на условиях социального найма, что также подтверждено договором социального найма.
По данным ФГКУ "Центррегионжилье" согласно базе данных "Учет" информация о признании нуждающимся в получении постоянного жилого помещения Минченко А.В. отсутствует.
Документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях согласно порядку, действовавшему на момент увольнения Минченко А.В. с военной службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе данных "Учет") в процессе реорганизации 63 ЭТК в ФГКУ "Центррегионжилье" не передавались.
В едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, Минченко А.В. не состоит.
По данным войсковой части 32441 жилищная комиссия данной войсковой части была расформирована в 2010 г., документы переданы в Центральный архив МО РФ.
По данным Центрального архива МО РФ, в/ч 32441 обслуживалась КЭЧ 44 (в/ч 12434), войсковая часть 12434 документы по жилищному обеспечению на хранение в филиал архива не сдавала, войсковая часть 63630 (сформирована после расформирования в/ч 12434) на хранение в архив передано дело со сведениями о военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях и переписка о предоставлении жилой площади (ГЖС), в которых Минченко А.В. не значится.
Решением N 08/63 от 23.06.2015 г. начальник отделения (территориального, г. Красноярск) ФГКУ "Центррегионжилье" отказал Минченко А.В. в постановке на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основанием отказа явились, в том числе: отсутствие статуса военнослужащего, проходящего службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, отсутствие документов, подтверждающих постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно порядку, действовавшему на момент увольнения истца с военной службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе данных "Учет" по ФГКЭУКЭЧ района).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Минченко А.В., имеющий продолжительность стажа военной службы на дату увольнения более 23 лет, уволенный с военной службы по собственному желанию, и занимающий как на момент увольнения, так и по настоящее время жилое помещение на условиях социального найма ( "адрес") в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением по месту службы, которое не относилось служебному, и после предоставления ему указанного помещения нуждающимся в получении жилого помещения признан не был, так как сведения о нем не вносились в соответствующую автоматизированную систему учета, в связи с чем, законных оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом тщательного исследования всех обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в дело, не противоречат действующему законодательству РФ, в связи с чем, отсутствуют основания для их пересмотра, в том числе, и по доводам апелляционной жалобы.
Более того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение N 08/63 от 23.06.2015 г. об отказе в принятии Минченко А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является законным и принятым уполномоченным органом, а доказательств обратного со стороны административного истца в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Минченко А.В. о безусловном его праве на получение жилого помещения по договору социального найма на момент подачи заявления (2015 год), судебная коллегия учитывает, что Минченко А.В. с 20.07.2011 г. утратил статус военнослужащего, а анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок представления жилых помещений военнослужащим, свидетельствует о том, что реализация военнослужащим своих жилищных прав через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и предполагает необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы.
Доводы жалобы о том, что квартира, находящаяся в пользовании у Минченко А.В. по договору социального найма, не отвечает требованиям законодательства по норме жилой площади, не могут являться безусловным основанием для отмены решения суда, поскольку из листа беседы от 16.05.2011 г. Минченко А.В., указывая, что не обеспечен жилой площадью по нормам законодательства, каких-либо просьб в части разрешения его жилищного вопроса не высказал. Более того, в рапорте об увольнении от 16.05.2011 г. Минченко А.В. указал о том, что вопрос обеспечения жильем по установленным законодательством нормам будет решать самостоятельно через органы местного самоуправления.
Несостоятельны и доводы жалобы о том, что суд не учел, что Минченко А.В. изъявил желание при увольнении со службы сменить место жительства на г. Красноярск, поскольку в материалах дела отсутствуют документы об этом. Кроме того, указанные сведения также не отражены в рапорте об увольнении и в листе беседы.
При этом судебная коллегия учитывает, что при вышеизложенных обстоятельствах Минченко А.В. с целью улучшения своих жилищных условий не лишен возможности обращаться в орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.
Доводы жалобы, что суд не учел обстоятельства того, что Минченко А.В. заключил контракт до 1998 г., по мнению судебной коллегии, не состоятельны, так как не могли повлиять на принятие судом иного решения по делу, поскольку суд, оценивая все конкретные и заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе установил, что предоставленная Минченко А.В. по ордеру квартира не являлась служебной, и используется им по настоящее время по договору социального найма, а потому не предоставлялась на определенный срок пользования, в связи с чем, в материалах дела не имеется сведений и доказательств того, что данная квартира Министерством обороны РФ или органом местного самоуправления истребовалась у Минченко А.В. в период его увольнения с военной службы или после увольнения, либо Минченко А.В. добровольно отказывался от прав пользования данным жилым помещением.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права автором апелляционной жалобы, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 15 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минченко А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.