Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Лузянина В.Н., Петровской О.В.
при секретаре Доевой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галеева СФ к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее по тексту - УСП МСП СО по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга) о признании права на присвоение звания "Ветеран труда"
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 22.09.2016.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения истца, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика ... , полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Галеева СФ обратился с иском к УСП МСП СО по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, указав, что является пенсионером МЧС России, стаж службы составляет 33 года; во время прохождения службы был награжден медалью "За отличие в службе" III степени, медалью "За отличие в службе" II степени, медалью "За отличие в службе" I степени. В ... он обратился к ответчику с заявлением о включении его в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда". Письмом ответчика от ( / / ) в удовлетворении заявления отказано, поскольку он не относится к категории лиц, имеющих право на получение гарантии социальной защиты. Полагая, что у него возникло право на присвоение звания "Ветеран труда", в силу требований ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", п. 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, истец просил возложить обязанность на ответчика включить его в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" и признать право на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 22.09.2016 исковые требования Галеева СФ оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам, в том числе показаниям свидетелей, дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Галеева СФ с ( / / ) по ( / / ) проходил службу в ГПС МЧС России по Свердловской области; с ( / / ) ему назначена пенсия за выслугу лет.
В период прохождения службы был награжден медалью "За отличие в службе" III степени (приказ МЧС России от ( / / ) N-НС), медалью "За отличие в службе" II степени (приказ от ( / / ) N-НС), медалью "За отличие в службе" I степени (приказ от ( / / ) N-НС).
Приказом МЧС России от ( / / ) N-к ... награжден памятной медалью МЧС России "Маршал Василий Чуйков".
В апреле 2016 года Галеева СФ обратился в УСП МСП СО по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о включении его в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Письмом ответчика от ( / / ) N истцу отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, приказом МЧС России от 06.10.2010 N 620, Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установив, что истец награжден ведомственными знаками отличия МЧС России, в котором предусмотрена военная и приравненная к ней служба, обратился за присвоением звания "Ветеран труда" в ... тогда как с 01.01.2016 Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, предусматривает, что знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, не учитываются при присвоении звания "Ветеран труда", пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы истца, оспаривающие вывод суда в указанной части, основаны на ошибочном толковании закона, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Так, в силу подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей до 01.07.2016 согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации. Такие акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании ст. ст. 10 и 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках представленных полномочий и в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право устанавливать регулирование условий и порядка присвоения звания "Ветеран труда" принадлежит субъектам Российской Федерации. Установление таких условий не противоречит ни положениям Конституции Российской Федерации, ни нормам Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В Свердловской области условия присвоения звания "Ветеран труда" регламентированы Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ (с последующими изменениями), далее по тексту - Положение.
Указом Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 N 431-УГ в указанный выше нормативный правовой акт внесены изменения, а именно п. 6 Положения дополнен формулировкой о том, что при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.
Названный Указ N 431-УГ, вступивший в законную силу 01.01.2016 и не признанный в установленном порядке противоречащим федеральному законодательству, принят компетентным органом, в пределах предоставленных ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий.
Внося соответствующее изменение в Положение, субъект Российской Федерации предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые не могут быть признаны таковыми.
Согласно подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции, действовавшей на апрель 2016 года - дату подачи истцом заявления ответчику) звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу п. 6 Положения (в редакции, действовавшей на апрель 2016 года - дату подачи истцом заявления ответчику) при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются, в частности, знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.
Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба приведен в приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317. В указанный перечень входит и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец, имеющий трудовой стаж более 33 лет, проживающий на территории Свердловской области, на основании приказов приказ МЧС России от ( / / ) N-НС, от ( / / ) N-НС, от ( / / ) N-НС награжден медалью "За отличие в службе" III степени, медалью "За отличие в службе" II степени, медалью "За отличие в службе" I степени соответственно, а также приказом МЧС России от ( / / ) N-К награжден памятной медалью МЧС России "Маршал Василий Чуйков", приказом МЧС России от ( / / ) N-К награжден медалью МЧС России "XX лет МЧС России" (принятые судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств), которые в силу Приказа МЧС России от ( / / ) N "О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" являются ведомственными знаками отличия МЧС России.
Между тем, за присвоением звания "Ветеран труда" истец обратился в период, когда действовал п. 6 Положения в редакции, не позволяющей учитывать ведомственные знаки отличия министерств, где предусмотрена служба, приравненная к военной службе.
Поскольку истец награжден ведомственными знаками отличия министерства, где предусмотрена служба, приравненная к военной службе, присвоение звания носит заявительный характер, право на присвоение звания определяется на дату обращения с заявлением о присвоении звания, а в силу п. 6 Положения в редакции Указа Губернатора Свердловской ... от ( / / ) N-УГ такие знаки отличия не могут учитываться при присвоении звания "Ветеран труда", то возможность получения Галеева СФ гарантии социальной защиты исключается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, установленные судом обстоятельства и его выводы не опровергают, по существу направлены на иное толкование закона и переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для которых судебная коллегия не находит, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 22.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Галеева СФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Волкова Я.Ю.
Судьи
Лузянин В.Н.
Петровская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.