Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Ларионовой Ю.В., Ларионова М.С., действующих, в том числе в интересах несовершеннолетней Ларионовой Е.М., к администрации г.Екатеринбурга о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы,
по апелляционной жалобе истцов Ларионовой Ю.В., Ларионова М.С. на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 16.09.2016.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истцов Ларионовой Ю.В., Ларионова М.С., представителя истцов Преснякова В.В., действующего на основании доверенности N от ( / / ), судебная коллегия
установила:
Ларионова Ю.В., Ларионов М.С., действующие, в том числе в интересах несовершеннолетней Ларионовой Е.М., обратились в суд с иском к администрации г.Екатеринбург об оспаривании решения об исключении из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; возложении обязанности включить в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и выдать соответствующее свидетельство.
В обоснование иска указали, что после признания их в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий семья истцов распоряжением главы администрации Кировского района г.Екатеринбурга от ( / / ) N была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также включена в список участников подпрограммы по Кировскому району г. Екатеринбурга. В последующем, распоряжением главы администрации Кировского района г.Екатеринбурга от ( / / ) N, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 N889 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050", семья истцов признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Решением комиссии по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств, оформленным протоколом от ( / / ), внесены изменения в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию г.Екатеринбург в 2016 году, путем исключения из него семьи Ларионовых, в связи с достижением одним из членов семьи (Ларионовым М.С.) предельного возраста (36 лет). Полагая, что на момент формирования списка истцы не достигли предельного возраста для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", ссылались на незаконность принятого ответчиком решения, нарушающего их права на улучшение жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 16.09.2016 иск Ларионовой Ю.В., Ларионова М.С. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцами подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Ларионовой Ю.В., Ларионова М.С. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
По мнению апеллянтов, оснований для исключения их семьи из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы не имелось, поскольку на момент включения в подпрограмму они в полном объеме соответствовала предъявляемым требованиям. Внесение изменений в список молодых семей - участников вышеназванной подпрограммы, повлекло исключение семьи истцов из списка участников, вследствие чего является незаконным.
На апелляционную жалобу от третьего лица Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явились истцы и их представитель, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика администрации г.Екатеринбурга, третьих лиц Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Управления социальной политики по Кировскому району г.Екатеринбурга в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений ( N от ( / / )). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы администрации Кировского района г.Екатеринбурга от ( / / ) N Ларионова Ю.В. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы администрации Кировского района г.Екатеринбурга от ( / / ) N семья истцов признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также включена в список участников подпрограммы по Кировскому району г. Екатеринбурга.
В последующем, распоряжением главы администрации Кировского района г.Екатеринбурга от ( / / ) N, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 N889 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050", семья истцов признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Решением комиссии по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств, оформленным протоколом от ( / / ), внесены изменения в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию г.Екатеринбург в 2016 году, путем исключения из него семьи Ларионовых, в связи с достижением одним из членов семьи (Ларионовым М.С.) предельного возраста (36 лет).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что истцы и их несовершеннолетний член семьи не могут являться участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, поскольку не относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств, в силу достижения одним из членов семьи (Ларионовым М.С.) до рассмотрения вопроса формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по Свердловской области в 2016 году предельного возраста (36 лет). Молодая семья - участница подпрограммы, должна отвечать установленным требованиям для получения социальной выплаты не только на момент признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в список молодых семей - участников подпрограммы, но и на момент составления Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.
Во исполнение предписаний ст.40 (ч.2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.09.2001 N675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17.12.2010 N1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 -2020 годы и соответствующие Правила.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч.1), 40 и 114 (п."в", "ж" ч.1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (п.п. "а" п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27.05.2010 N738-О-О и от 15.01.2015 N3-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N3-О и от 23.04.2015 N997-О).
Возможность приобретения семьей истцов субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
На уровне Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N1332-ПП утверждена государственная программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года", постановлением администрации города Екатеринбурга от 01.09.2015 утверждена Муниципальная программа "Доступное жилье молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2016 - 2020 годы, которые направлены на предоставление государственной финансовой поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям на основании аккумулирования средств самих молодых семей и средств соответствующих бюджетов. Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Согласно подпрограммы 6 "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года" Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области ежегодно формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы по Свердловской области, сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области и список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области осуществляют действия по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; принимают решение о признании либо об отказе в признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы; формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области в планируемом году.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на момент принятия Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (далее - Министерство) решения о включении молодой семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области;
администрацией района семья признана нуждающейся в жилом помещении в установленном органом местного самоуправления порядке;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты, определены Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N1332-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года".
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами ( / / ) Ларионову М.С. исполнилось 36 лет, то есть, на момент формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году, не утвержденного приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, истец достиг предельного возраста, установленного для участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года", в связи с чем перестал совместно с членами своей семьи относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение п.9 Порядка формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, являющегося приложением N1 к подпрограмме 6 "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года" орган местного самоуправления неправомерно после ( / / ) исключил семью истцов из сформированного сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, основаны на ошибочном толковании норма материального права, регулирующих спорные правоотношения.
До утверждения соответствующим приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области списка претендентов на получение социальной выплаты по Свердловской области в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Ларионов М.С. на момент формирования указанного списка достиг предельного возраста, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В целом доводы апелляционной жалобы, по сути выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 16.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Ларионовой Ю.В., Ларионова М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.