Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Волошковой И.А., Кучеровой Р.В. при секретаре Поповой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Нижнего Тагила, муниципальному казенному учреждению "Управление городским хозяйством Администрации города Нижнего Тагила", Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды
по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Нижнего Тагила на решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 15.09.2016.
Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области ( / / )3, возражавшей относительно доводов жалобы и согласной с решением суда, судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района города Нижнего Тагила Свердловской, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации города Нижнего Тагила, просил возложить на ответчика обязанность в срок не позднее двух месяцев восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале с кадастровым номером N на пустыре по ул. Круговая на расстоянии 100 метров от дома N ... в точке с географическими координатами N N
Определением Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 16.08.2016 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством Администрации города Нижнего Тагила".
Решением Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 15.09.2016 иск прокурора Дзержинского района города Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворен частично. На Администрацию города Нижнего Тагила и муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством Администрации города Нижнего Тагила" возложена обязанность в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале с кадастровым номером N на пустыре по ... на расстоянии 100 метров от ... в ... в точке с географическими координатами N 57,903361 E 60,100597. В удовлетворении требований к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация ... просит решение суда отменить в части удовлетворения иска к Администрации ... , принять по делу в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении иска к Администрации ... Считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики Администрация ... , муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством Администрации ... ". Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на ( / / ) определением от ( / / ). Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, заблаговременно ( / / ). Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что ответчики Администрация ... , муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством Администрации ... ", Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ... извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры ... ( / / )3, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на территории ... обнаружена несанкционированная свалка отходов (мусора), расположенная на земельном участке в кадастровом квартале с кадастровым номером 66:56:0403008 на пустыре по ... на расстоянии 100 метров от ... в точке с географическими координатами N 57,903361 E 60,100597. Из материалов дела усматривается, что земельный участок, на котором непосредственно находится несанкционированная свалка отходов (мусора), относится к неразграниченным землям в границах территории муниципального образования " ... ". Данный земельный участок не предоставлен каким - либо субъектам в пользование, право распоряжения участком в соответствии с действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления муниципального образования " ... ".
Руководствуясь нормами Федеральных законов от ( / / ) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от ( / / ) N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от ( / / ) N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от ( / / ) N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", суд первой инстанции обоснованно указал, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Удовлетворяя требования прокурора ... , действующего в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что непринятие Администрацией ... мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов (мусора) приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования " ... ".
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от ( / / ) N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ( / / ) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 24 статьи 5 Устава ... к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Администрации ... от ( / / ) N 2315-ПА (в ред. от ( / / )) утверждена муниципальная программа "Развитие и содержание объектов городского и коммунального хозяйства ... до 2021 года".
В силу Приложения N к указанной муниципальной программе Задачей 12 муниципальной программы является снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья граждан.
Одним из целевых показателей данной задачи установлен объем ликвидированных несанкционированных свалок. Источником значений показателей указан Федеральный закон от ( / / ) N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Согласно паспорту муниципальной программы в перечень подпрограмм муниципальной программы входит подпрограмма N "Развитие и содержание объектов внешнего благоустройства на территории ... до 2021 года".
Согласно паспорту подпрограммы N целью подпрограммы является создание условий для устойчивого развития объектов внешнего благоустройства на территории ... до 2021 года. Одной из задач подпрограммы N является снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья граждан. Одним из целевых показателей подпрограммы N является объем ликвидированных несанкционированных свалок.
В соответствии с пунктом 2 раздела 3 "План мероприятий по выполнению подпрограммы N" ответственным исполнителем и координатором подпрограммы является Управление городским хозяйством Администрации ...
Согласно пункту 4 раздела 3 "План мероприятий по выполнению подпрограммы N" подпрограммы N ответственными исполнителями подпрограммы являются муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика городского хозяйства", исполнители муниципальных контрактов.
План мероприятий по выполнению муниципальной программы приведен в Приложении N к муниципальной программе. Согласно указанному плану в состав подпрограммы N входит мероприятие 31 "Ликвидация несанкционированных свалок на территории города". Исполнителями (соисполнителями) мероприятия определены - организация, выигравшая торги, МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", управление городским хозяйством Администрации города. Источником расходов на финансирование определен местный бюджет.
Постановлением Администрации ... от ( / / ) N-ПА утвержден Комплексный план мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и безопасности среды обитания для здоровья населения ... на 2016 - 2018 годы. Статьей 2 "Снижение пылевой нагрузки на население путем пылеподавления. санитарная очистка территорий" Раздела 1 "Мероприятия по улучшению качества атмосферного воздуха и почв" предусмотрено мероприятие "Ликвидация несанкционированных свалок". Заказчиком мероприятия определены Управление городским хозяйством Администрации города и МКУ "Служба заказчика городского хозяйства".
Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования ... до 2025 года утверждена постановлением Администрации ... от ( / / ) N "Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования ... до 2025 года" (размещена на официальном сайте ... www.ntagil.org) и содержит меры местного уровня для улучшения экологической обстановки и предотвращения образования несанкционированных свалок.
Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении иска прокурора ... , действующего в интересах неопределенного круга лиц, возложив на Администрацию ... и муниципальное казенное учреждение "Управление городским хозяйством Администрации ... " обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале с кадастровым номером 66:56:0403008 на пустыре по ... на расстоянии 100 метров от ... в ... в точке с географическими координатами N 57,903361 E 60,100597. Суд обоснованно отказал в удовлетворении иска к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ... Выводы суда подробно мотивированы, основаны на законе и материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что Администрация ... является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу и доводы жалобы о том, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится исключительно к полномочиям государственных органов ... , являются несостоятельными по следующим основаниям.
Полномочия Администрации ... по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения закреплены пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа.
Положениями пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей с ( / / ), регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Кроме того, в целях реализации положений Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в Областной закон от ( / / ) N 77-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (принят Областной Думой Законодательного собрания ... ( / / )) внесены соответствующие изменения. Согласно статье 4 Областного закона от ( / / ) N 77-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории ... определены следующие уполномоченные органы: уполномоченный орган государственной власти ... в сфере обращения с отходами производства и потребления, уполномоченный орган государственной власти ... в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, уполномоченный орган государственной власти ... в сфере государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченный орган государственной власти ... в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ( / / ) N-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Нарушения или неправильное применение норм материального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущены, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, -несостоятельными.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 15.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации города Нижнего Тагила - без удовлетворения.
Председательствующий Д.Е. Ковелин
Судьи И.А. Волошкова
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.