Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Соболевой Т.Е.,
судей
Колпаковой А.В.,
Гылкэ Д.И.,
при секретаре судебного заседания Клевцове В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Дачного потребительского кооператива "Сосновый" к администрации Горноуральского городского округа, начальнику Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Горноуральского городского округа Шведовой И.В., заместителю главы администрации Горноуральского городского округа Хватаеву В.В. о признании незаконным отказа в утверждении проекта межевания территории и возложении обязанности утвердить проект межевания территории
по апелляционной жалобе административного истца Дачного потребительского кооператива "Сосновый"
на решение Пригородного районного суда Свердловской области от 20 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя административного истца Дачного потребительского кооператива "Сосновый" Малаховой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дачный потребительский кооператив "Сосновый" (далее - ДПК "Сосновый") обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав заявленные требования тем, что письмом начальника Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Горноуральского городского округа Шведовой И.В. от 21 марта 2015 года и письмом заместителя главы администрации Горноуральского городского округа Хватаева В.В. от 19 апреля 2016 года ДПК "Сосновый" фактически было отказано в утверждении проекта межевания территории - земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:0401, выполненного 28 сентября 2015 года кадастровым инженером Смирновой Е.Н. и утвержденного внеочередным общим собранием членов ДПК "Сосновый" 01 октября 2015 года, по причине того, что проект межевания территории должен быть составлен на основе проекта планировки территории. С указанным отказом административный истец не согласен, поскольку приведенное в нем основание не поименовано в положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлении Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 150 "Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", не содержит императивных норм о том, что основой для проекта межевания территории является исключительно проект планировки территории. Кроме того, отсутствует нормативно-правовой акт на уровне Администрации Горноуральского городского округа, который регламентирует порядок принятия решений об отказе в утверждении проектов межевания, а так же устанавливающий обязательное наличие проекта планировки.
Решением Пригородного районного суда Свердловской области от 20 сентября 2016 года требования административного истца ДПК "Сосновый" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Административные ответчики начальник Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Горноуральского городского округа Шведова И.В., заместитель главы администрации Горноуральского городского округа Хватаев В.В., представитель административного ответчика администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, на обращение председателя ДПК "Сосновый" Дудченко Н.Л. по вопросу утверждения проекта межевания территории, предоставленной ДПК "Сосновый" на праве аренды для ведения дачного хозяйства, начальником Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Горноуральского городского округа Шведовой И.В. дан ответ, изложенный в письме от 21 марта 2015 года N 322, о том, что представленный проект межевания не соответствует требованиям статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: отсутствует информация, предусмотренная проектом планировки территории, который является основой для разработки проектов межевания территории. Также в данном ответе сообщалось, что в случае если до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, до 01 января 2020 года раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории. При этом утверждение проекта планировки и проекта межевания данной территории не требуется.
На устное обращение председателя ДПК "Сосновый" Попова В.И. по вопросу неправомерности отказа в утверждении проекта межевания территории, предоставленной ДПК "Сосновый" на праве аренды для ведения дачного хозяйства, администрацией Горноуральского городского округа дан ответ, изложенный в письме от 19 апреля 2016 года N 01-17-771 за подписью заместителя главы администрации Хватаева В.В., в соответствии с которым адресату также сообщалось, что проект межевания должен быть основан на проекте планировки территории ДПК "Сосновый" и может быть утвержден органами местного самоуправления при соблюдении в нем требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации. ДПК "Сосновый" предложено разработать проект межевания в соответствии с действующим градостроительным законодательством.
Расценив указанные ответы как отказ в утверждении проекта межевании территории, ДПК "Сосновое" обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что проект межевания, представленный ДПК "Сосновый" в администрацию Горноуральского городского округа, не может рассматриваться как подготовленный в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, следовательно, административному истцу обоснованно было отказано в его утверждении должностными лицами администрации Горноуральского городского округа.
Так, в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3).
При этом, в соответствии с частью 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В силу части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов.
Как уже было указано выше, законодательно установлена необходимость осуществления организации и застройки территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздела земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, именно на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории и именно в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При этом, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо исключений по составу документации, входящей в проект межевания территории, необходимого для садоводческого или дачного некоммерческого объединения в вышеуказанных целях.
Судом установлено, что в представленном на утверждение в администрацию Горноуральского городского округа проекте межевания территории отсутствовали чертежи с отображенными красными линиями, утвержденными в составе проекта планировки территории, линиями отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Указанные обстоятельства препятствовали утверждению проекта межевания территории - земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:0401, представленного ДПК "Сосновый" в администрацию Горноуральского городского округа.
Доводы представителя административного истца о том, что красные линии должны быть утверждены исключительно проектом планировки территории, в силу части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устраняют необходимость отображения красных линий, утвержденных в составе проекта планировки территории, в чертежах межевания территории.
Вопреки утверждению представителя административного истца подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно как к застроенным, так и к подлежащим застройке территориям, что предусмотрено частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации допускает возможность подготовки проекта межевания территории в виде отдельного документа (части 3 статьи 43), однако независимо от того, подготовлен ли данный документ таким способом, либо его подготовка осуществлена в составе проекта планировки территории, согласно части 9 статьи 42 названного Кодекса основой для разработки проекта межевания территории является именно проект планировки территории.
По смыслу части 8.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка, предоставленного ДПК "Сосновый" для ведения дачного хозяйства, подготовка проекта планировки соответствующей территории и (или) проекта межевания соответствующей территории должна обеспечиваться ДПК "Сосновый". В соответствии с частью 1.1. статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае подготовки документации по планировке территории лицами, указанными в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории не требуется. Подготовка этой документации, а также ее утверждение органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа осуществляется в порядке, установленном для документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа.
Полномочия главы администрации городского округа по отклонению проекта межевания территории и по направлению его на доработку предусмотрены частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы автора апелляционной жалобы об отсутствии на территории Горноуральского городского округа соответствующего положения о подготовке документации по планировке территории на законность оспариваемого отказа, а также обжалуемого решения суда не влияют, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего спора по существу, кроме того, вопросы, связанные с подготовкой и утверждением документации по планировке территории, в том числе, предоставленной некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения дачного хозяйства, в частности, урегулированы Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пригородного районного суда Свердловской области от 20 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Дачного потребительского кооператива "Сосновый" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Е. Соболева
Судьи
А.В. Колпакова
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.