Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
с участием представителей:
административного истца - Кузнецовой Т.В.,
административного ответчика (Правительства Свердловской области) - Аписаровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Старунова А.В. об установлении по состоянию на 23 января 2014 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0601022:1374 в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Старунов А.В. обратился 20 мая 2016 года в суд с указанным административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указал, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0601022:1374, которое расположено в здании по адресу: город Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10. По мнению административного истца, ссылающегося в обоснование своих утверждений на представленный отчёт, установленная с использованием утверждённых удельных показателей, кадастровая стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости в размере 13116353 руб. 60 коп. не соответствует его рыночной стоимости; просил установить по состоянию на 23 января 2014 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0601022:1374 в размере 8260000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость названного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика - Правительства Свердловской области в судебном заседании указала, что никаких нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается; против установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной в результате проведённой по делу экспертизы, не возражала.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письменных возражениях указало, что просит рассматривать административное дело без участия своего представителя, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривает, оставляя разрешение административного искового заявления на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях сообщил, что осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости. Подтвердил сведения о правообладателе, дату определения оспариваемой кадастровой стоимости; её размер; приложены заверенные копии решения об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, акта определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; о возражениях по существу рассматриваемого административного искового заявления заинтересованное лицо ничего не сообщило.
В судебное заседание представители административного ответчика (государственного органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке) и заинтересованного лица (на стороне административных ответчиков) своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей вышеназванного административного ответчика и заинтересованного лица, суд счёл возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
Как предусмотрено положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе, - иные здание, строение, сооружение, помещение).
Установлено, что в отношении отдельных объектов налогообложения, которые включены уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в перечень объектов, их налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1265-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год" был определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Действие названного перечня было продлено на 2016 год Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2015 года N 1217-ПП.
Рассматриваемый объект недвижимости расположен в здании по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, улица Красноармейская, 10.
Вышеназванным Постановлением Правительства Свердловской области это здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При таком правовом регулировании установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости является налоговой базой, следовательно, она затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, поэтому, административный истец вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, на основании договора купли-продажи Старунову А.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 66:41:0601022:1374, площадью 112 кв.м., расположенное в здании по адресу: город Екатеринбург, ул. Красноармейская, д. 10, что подтверждается нотариально заверенной копией правоподтверждающего документа.
Это нежилое помещение было поставлено на государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 23 января 2014 года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2012 года N 1593-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области согласно приложениям N 1 - 3 к настоящему Постановлению.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области была обнаружена техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости (неверное использование удельных показателей), в связи с чем, было принято решение от 01 февраля 2015 года N 66/15-11890 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, используя верное значение удельного показателя, утверждённое названным постановлением Правительства Свердловской области, актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 февраля 2015 года установил(рассчитал) кадастровую стоимость помещений с использованием удельного показателя (117110 руб. 30 коп./кв.м.); кадастровая стоимость была установлена:
- объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0601022:1396 по состоянию на 23 января 2014 года в размере 13116353 руб. 60 коп.
Сведения об этой кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 23 января 2014 года, были внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается и отражается в кадастровой справке.
При обращении в суд административный истец ссылался в обоснование своих требований на представленные отчёты ООО "Трансэнергоресурс" и положительные экспертные заключения НП СРО "СВОД".
Старунов А.В. обращался 30 декабря 2015 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Решением от 26 января 2016 года заявление было отклонено в связи с несоответствием представленного отчёта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки.
Согласно статье 24 19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом исходя из анализа положений названной статьи следует, что датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки.
Точно также как и в отношении земельных участков, в отношении объектов недвижимого имущества допустимо два способа установления кадастровой стоимости: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено также в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Представитель административного истца заявила, предоставила в письменном виде, и поддержала в судебном заседании ходатайство о назначении по рассматриваемому административному делу экспертизы по определению рыночной стоимости указанного объекта недвижимости.
Определением Свердловского областного суда от 14 июля 2016 года по делу назначена и была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, принадлежащего Старунову А.В.
В соответствии с поступившим в суд 12 октября 2016 года заключением эксперта рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0601022:1374 по состоянию на 23 января 2014 года составляла 8383000 руб.
У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, оно мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержат очевидных противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость рассматриваемого объекта недвижимости по состоянию на 23 января 2014 года составляла 8383000 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость этого объекта.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Старунова А.В. об установлении по состоянию на 23 января 2014 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0601022:1374 в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0601022:1374 равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 января 2014 года в размере 8383000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 30 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 19 декабря 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.