Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова А.Д.
судей Бичуковой И.Б., Соловьевой О.В.
с участием прокурора Н.
при секретаре Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах К.А.А. к Уссурийскому муниципальному унитарному предприятию тепловых сетей о признании незаконным начислений платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 30 августа 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., возражения прокурора, считавшего решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено нарушение Уссурийским муниципальным унитарным предприятием тепловых сетей (далее - УМУПТС) требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, К.А.А.., который производил круглогодичную оплату тепловой энергии за отопительные периоды 2012 - 2014 годов, с 01.07.2013 по 30.09.2013 и с 01.07.2014 по 30.09.2014 производилось начисление платы за отопление по тарифу в размере 2881,09 рублей за 1 Гкал в сутки с учетом НДС, утвержденного постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 87/6 от 25.12.2012 на отопительный период 2012 - 2013. Однако фактически услуга отопления была предоставлена ответчиком в период действия тарифа в размере 2572,40 рублей за 1 Гкал, утвержденного постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 70/14 от 07.12.2011. При начислении платы за отопление за отопительный сезон 2013 - 2014 в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 ответчиком производилось начисление исходя из тарифа 3035,13 рублей за 1 Гкал с учетом НДС, утвержденному Постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 74/13 от 04.12.2013. Фактически услуга отопления была предоставлена ответчиком в период действия тарифа в размере 2881,09 рублей за 1 Гкал, утвержденного постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 87/6 от 25.12.2012.
В судебном заседании, уточнив исковые требования, прокурор просил признать незаконным начисление УМУПТС платы за отопление по жилому помещению, расположенному по адресу: "адрес" в период с 01.07.2013 по 30.09.2013 исходя из тарифа в размере 2881,09 рублей за 1 Гкал с учетом НДС, утвержденного постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 87/6 от 25.12.2012; за отопительный период 2013 - 2014 в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 исходя из тарифа в размере 3035,13 рублей за 1 Гкал с учетом НДС, утвержденного постановлением Департамента по тарифам Приморского края N 74/13 от 04.12.2013. Возложить на УМУПТС обязанность произвести по указанному жилому помещению перерасчет платы за отопление за отопительный период 2012 - 2013 в период с 01.07.2013 по 30.09.2013 исходя из тарифа 2575,40 рублей за 1 Гкал с учетом НДС; за отопительный период 2013 - 2014 в период с 01.07.2014 по 30.09.2014 исходя из тарифа 2881,09 рублей за 1 Гкал с учетом НДС путем перерасчета платы за отопление за указанный период по лицевому счету, оформленному на имя Климчука Александра Анатольевича. Указал, что К.А.А. является инвалидом детства, страдает заболеванием ... , самостоятельно не передвигается, проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" совместно с матерью К.Е.Ю ... и отцом К.А.А.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями не согласился. Полагал начисления законными. Пояснил, что УМУПТС договорных отношений с истцом не имеет, услуга предоставляется третьему лицу.
Третье лицо - К.А.А. в судебное заседание не явился. Представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что проживает одной семьей с супругой и недееспособным ребенком К.А.А. являющимся инвалидом с детства. Считал, что начисления, произведенные ответчиком незаконны и нарушают его права и права членов его семьи.
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в апелляционной жалобе просит ответчик.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок расчета за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее Правила N 307 и Правила N 354).
Пунктом 14 Правил N 307 и пунктом 37 Правил N 354 предусмотрено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов); при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (п. 38 Правил N 354); размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за, коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (п. 42 Правил N 354); плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил N 354).
Согласно формуле N 2 приложения N 2 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2: Pj = Sj х N t х T t, где: Sj. общая площадь i-гo жилого или нежилого помещения; N t - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; T t - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Из пункта 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1075 от 22.10.2012 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" следует, что решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Судом установлено, что Департаментом по тарифам Приморского края Постановлением N 70/14 от 07.12.2011 Уссурийскому муниципальному предприятию тепловых сетей был установлен тариф для потребителей на тепловую энергию с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года - 2 427, 30 рублей/Гкал (с учетом НДС), с 1 июля 2012 года - 2 572, 4 рублей/Гкал (с учетом НДС).
Постановлением N 87/6 от 25 декабря 2012 года Департаментом по тарифам Приморского края Уссурийскому муниципальному предприятию тепловых сетей был установлен тариф для потребителей на тепловую энергию с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 2 572, 4 рублей/Гкал (с учетом НДС), с 1 июля 2013 года - 2 881, 09 рублей/ Гкал (с учетом НДС).
Постановлением N 74/13 от 4 декабря 2013 года Департаментом по тарифам Приморского края Уссурийскому муниципальному предприятию тепловых сетей был установлен тариф для потребителей на тепловую энергию с 1 января 2014 года по 30 июня 2014 года - 2 881, 09 рублей/Гкал (с учетом НДС), с 1 июля 2014 года - 3035, 13 рублей/ Гкал (с учетом НДС).
В соответствии с Постановлениями администрации УГО от 11 октября 2012 года N 3558, от 25 февраля 2013 года N 578, от 27 сентября 2013 года N 3457, от 31 марта 2014 года N 1076 отопительный сезон 2012-2013 годы начался 15 октября 2012 года, завершился 1 мая 2013 года, отопительный сезон 2013-2014 годы начался 15 октября 2013 года, завершился 1 мая 2014 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что за те же периоды продолжительности отопительного сезона граждане, вносившие оплату в ином порядке только в течение отопительного сезона, производили оплату по тарифам, установленным с 1 января соответствующего года, за который вносилась оплата до окончания отопительного сезона.
С учетом изложенного, поскольку ответчиком в нарушение действующего законодательства в отопительных периодах 2012-2013 годы, 2013-2014 годы, производились начисления собственникам и нанимателям жилых помещений, выбравшим порядок оплаты в течение года, платы по тарифам, которые были утверждены для отопительных сезонов более поздних периодов, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Учитывая приведенную в приложении N 2 Правил N 354 формулу расчета платы за коммунальную услугу, следует вывод о том, что при выборе способа оплаты услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года, полученное значение делится на число месяцев в году.
При круглогодичном способе оплаты отопления потребитель в июле-сентябре оплачивает услугу, предоставление которой имело место в прошедшем отопительном сезоне.
При таких обстоятельствах, оснований взимать с потребителя плату за эту услугу по тарифам, которые были приняты по окончании предоставления услуги, не имеется, что верно учтено судом при разрешении спора.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФN 1075 от 22.10.2012, срок действия цен (тарифов) - период времени, на который органами регулирования устанавливаются цены (тарифы).
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из необходимости применения тарифов, действовавших на момент предоставления коммунальной услуги, а не на дату расчета коммунального платежа, что соответствует положениям пункта 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента труда и социального развития Приморского края, судебной коллегией признаются несостоятельными. Обжалуемым решением суда права и законные интересы Департамента труда и социального развития Приморского края не затрагиваются. Вопрос оперерасчете размера льгот в отношении истца не является предметом спора по настоящему делу.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые в силу статьи 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену постановленного судебного решения.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции по ее доводам не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 30 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.