Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Бичуковой И.Б., Соловьевой О.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В.В. - законного представителя недееспособной А.В.Г. к администрации г. Владивостока, администрации Приморского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 22 сентября 2016 года, которым исковые требования удовлетворены за счет администрации г. Владивостока.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., объяснения представителя администрации г. Владивостока - С.М.А.., настаивавшей на доводах жалобы, возражения С.В.В. и представителя администрации Приморского края - Г.А.С. судебная коллегия
установила:
С.В.В. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что он является опекуном своей матери - А.В.Г. на основании Распоряжения департамента здравоохранения N N от ДД.ММ.ГГГГ А.В.Г. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории "малоимущие", страдает психическим расстройством ... и является инвалидом ... группы бессрочно. Его мать имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поскольку страдает тяжелой формой хронического заболевания. На его обращение в Управление по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивосток ему был дан ответ о необходимости ожидания введения к эксплуатацию жилого дома для малоимущих граждан, с указанием на то, что в первую очередь предоставляются жилые помещения по исполнительному производству. Данные обстоятельства он полагает незаконными, поскольку нарушается право его матери на жилище.
Уточнив исковые требования, просил привлечь к участию в деле в качестве соответчика администрацию Приморского края, в качестве третьего лица Департамент финансов Приморского края и обязать предоставить А.В.Г. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 36 кв. м.
В судебном заседании С.В.В. уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации г. Владивостока возражал против удовлетворения исковых требований. В представленном суду письменном отзыве указал на отсутствие выделения денежных средств из федерального бюджета. Пояснил, что предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, не относится к компетенции органов самоуправления.
Представитель администрации Приморского края возражал против удовлетворения исковых требований. Полагал, что администрация края является ненадлежащим ответчиком, поскольку истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории "малоимущие" в администрации г. Владивостока. Исходя из этого считал, что предоставлять жилое помещение должна администрация города, с дальнейшем взысканием денежных средств с администрации Приморского края в порядке регресса.
Представитель Департамента финансов Приморского края исковые требования не признал.
Постановленным решением суда на администрацию г. Владивостока возложена обязанность предоставить А.В.Г. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте Владивостокского городского округа с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с нормативами предоставления, действующими на момент исполнения решения.
Администрация Приморского края, Департамент финансов Приморского края освобождены от гражданско-правовой ответственности по данному спору.
В поданной на решение суда апелляционной жалобе администрация г. Владивостока просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что предоставление жилья А.В.Г. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не относится к компетенции органов местного самоуправления, а является расходным обязательством администрации Приморского края.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, считает обжалуемое решение не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 16.12.2011 А.В.Г.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана недееспособной.
Распоряжением Департамента здравоохранения Приморского края N N от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении опеки над А.В.Г. опекуном недееспособной назначен С.В.В.
По свидетельству о государственной регистрации права ... от ДД.ММ.ГГГГ Семкин В.В. является собственником ... доли в праве части жилого дома, общей площадью 42,5 кв. м, 1 этаж, по адресу: "адрес"
Выпиской из домовой книги для граждан, проживающих в доме N N по "адрес", подтверждается, что А.В.Г ... зарегистрирована по адресу: "адрес"
Согласно медицинскому заключению N N от "адрес", выданному ГБУЗ " ... ", А.В.Г. страдает хроническим расстройством ... ), является инвалидом по психическому заболеванию и находится на диспансерном наблюдении. На основании ст. 17 Федерального Закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ" и в соответствии с перечнем заболеваний, дающим инвалидам страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004, А.В.Г ... имеет право на дополнительную жилую площадь.
Постановлением администрации г. Владивостока N N от ДД.ММ.ГГГГ А.В.Г. признана малоимущей в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением администрации г. Владивостока N N от ДД.ММ.ГГГГ А.В.Г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку страдает тяжелой формой хронического заболевания при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что жилого помещения на праве социального найма либо на праве собственности А.В.Г. не имеет.
Оценив изложенные обстоятельства, и, проанализировав положения пункта 4 части 1 статьи 51 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих особый (льготный) порядок реализации жилищных прав, суд признал, что А.В.Г. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма.
Применив к спорным отношениям положения ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд пришел к выводу о том, что реализация жилищных прав А.В.Г. должна быть осуществлена администрацией г. Владивостока.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела данный ответчик доказательств исполнения своих обязательства по предоставлению А.В.Г. жилого помещения не представил, суд посчитал требования, заявленные к администрации г. Владивостока, обоснованными.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Из системного толкования пункта 3 части 2 статьи 57 и пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право на внеочередное предоставление жилого помещения возникает у граждан, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Заболевание, имеющееся у А.В.Г.., входит в Перечень соответствующих заболеваний, установленный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире".
Принимая во внимание то, что ответчиками факт нуждаемости истца в жилом помещении не оспаривался, и впоследствии признание этого факта нашло отражение в Постановлении администрации г. Владивостока N N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому А.В.Г. . поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, судебная коллегия считает, что предусмотренные законом условия для реализации истцом жилищных прав во внеочередном порядке, являются соблюденными.
Доводы жалобы о том, что администрация города является ненадлежащим ответчиком основаны на неправильном толковании норм материального права.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
До 01.01.2005 (т.е. до введения в действие Федерального закона N 199-ФЗ от 29.12.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 01.01.2005 правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов изменились.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, истец, вставший на учет после 01.01.2005, должен обеспечиваться жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления, на что правильно указано судом первой инстанции.
При этом обеспечение А.В.Г. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, в том числе таких, как наличие или отсутствие иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Несогласие администрации г. Владивостока по существу рассмотренного спора не может повлиять на правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Поскольку в целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную в ходе судебного разбирательства, являющуюся предметом рассмотрения суда первой инстанции и получившую надлежащую оценку в решении суда, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 22 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.