Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 13 декабря 2016 г. по делу N 33а-728/2016
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: БАСОВА А.И.,
СУДЕЙ: ПЕСТУНОВИЧА В.И.,
ПОЗДНЯКОВА С.И.,
при секретаре Давыдове А.А.,
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 224 гарнизонного военного суда от 26 сентября 2016 года по административному исковому заявлению
Ф.А.А.
об оспаривании решения Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ЗРУЖО) об отказе включить в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И., объяснения административного истца Ф.А.А. и его представителя адвоката М.М.И., поддержавших апелляционную жалобу, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Ф. проходит военную службу по контракту и относится к категории военнослужащих, которые, согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Вместе с тем, решением ЗРУЖО N 04-28/138 от 11 июля 2016 года, куда Ф. обратился с соответствующим заявлением в июне 2016 года, ему было отказано во включении в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений.
Из содержания указанного решения видно, что основанием для отказа послужило то обстоятельство, что в полученной ЗРУЖО справке о регистрации (форма 9 из архива), Ф. владеет на праве общей долевой собственности (1/2 доли в праве) жилым помещением в населённом пункте по месту прохождения военной службы (л.д.8).
Обращаясь в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, Ф. утверждал, что оспариваемое решение ЗРУЖО является необоснованным, поскольку жилое помещение, на которое указано в решении жилищного органа, ему не принадлежит с декабря 2014 года, и правом пользования этим жилым помещением он не обладает.
В связи с этим административный истец просил суд признать незаконным решение ЗРУЖО N 04-28/138 от 11 июля 2016 года об отказе включить его в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений и обязать уполномоченный орган включить его в указанный список.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, гарнизонный военный суд пришёл к выводу, что Ф., отказавшись от права пользования жилым помещением, создал условия для нуждаемости в служебном жилье, что является одной из форм злоупотребления правом.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение гарнизонного военного суда. Обосновывая жалобу, Ф. ссылается на то обстоятельство, что ЗРУЖО отказалось включить его в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в связи с наличием у него в собственности жилого помещения по месту прохождения военной службы, а суд, установив, что он не имеет в собственности жилого помещения, признал это решение уполномоченного органа законным по иному основанию. Кроме того, автор апелляционной жалобы утверждает, что в жилом помещении, которое ранее у него было в собственности, он не проживал, а лишь был зарегистрирован.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд полагает необходимым решение гарнизонного военного суда отменить.
Право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями закреплено в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок обеспечения служебными жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ определён "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений", утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
В соответствии с п. 1 указанной Инструкции военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Вместе с тем, основания предоставления гражданам, в том числе военнослужащим, специализированных жилых помещений, к которым относятся и служебные жилые помещения, указаны в ч. 2 ст. 99 ЖК РФ.
Из данной нормы ЖК РФ следует, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Из материалов дела следует, что Ф., заключив в январе 2015 года новый контракт, поступил в г. Санкт-Петербурге на военную службу, где и проходит её до настоящего времени.
На момент заключения нового контракта Ф. был зарегистрирован в квартире на постоянной основе, в которой до декабря 2014 года сам являлся собственником 1/2 доли этого жилого помещения, которую подарил своей сестре.
25 мая 2015 года Ф. был снят с регистрационного учёта по указанной жилой площади и зарегистрирован по адресу воинской части, а в марте 2016 года эта жилая площадь была продана сестрой административного истца иному лицу.
Согласно сведениям о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, содержащимся в жилищном деле Ф. на 9 июня 2016 года, в соответствующем разделе им указано о том, что он ранее владел правом собственности на жилое помещение, которое подарил (л.д.42).
Сам факт отсутствия у Ф. в собственности жилого помещения на момент отказа ЗРУЖО включить его в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, установлен и судом первой инстанции, о чём прямо указано в судебном решении.
Что же касается справки о регистрации (форма 9 из архива), на основании которой ЗРУЖО принято оспариваемое решение, то из её содержания видно, что Ф. 25 сентября 2003 года был включён в договор купли-продажи жилого помещения в качестве собственника 1/2 доли. Каких-либо сведений о том, что Ф. является собственником жилого помещения и на момент выдачи указанной справки, из её содержания не следует (л.д. 48 об.).
Каких-либо данных о том, что ЗРУЖО запрашивало иные документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности у Ф. жилых помещений, в материалах дела не имеется.
Не имеется в материалах дела и каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о наличии у Ф. в собственности жилого помещения по месту прохождения им военной службы.
Таким образом, решение ЗРУЖО об отказе включить Ф. в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений основано лишь на не подтверждённых сведениях о наличии в собственности у административного истца жилого помещения, а иные обстоятельства, имеющие значение для правильно принятия уполномоченным жилищным органом решения, им не оценивались и не указаны в его решении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
С учётом этих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ решение гарнизонного военного суда, признавшего правомерным решение ЗРУЖО об отказе включить Ф. в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, по иному основанию, которое не оценивалось жилищным органом и не указано в его решении, нельзя признать соответствующим нормам материального права.
При таких обстоятельствах окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, возложив обязанность на ЗРУЖО повторно рассмотреть вопрос о включении Ф. в список нуждающихся на предоставление служебного жилого помещения.
Поскольку обеспечение военнослужащих жилыми помещениями относится к компетенции уполномоченного жилищного органа, на который судом и возлагается обязанность повторно рассмотреть вопрос, касающийся спорных правоотношений, требование Ф. о возложении обязанности на ЗРУЖО включить его в список на предоставление служебного жилого помещения удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 26 сентября 2016 года по административному исковому заявлению Ф.А.А. отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Ф.А.А. удовлетворить частично:
- признать незаконным решение Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 04-28/138 от 11 июля 2016 года об отказе включить Ф.А.А. в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения;
- обязать Федеральное государственное казённое учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о включении Ф.А.А. в список на предоставление служебного жилого помещения.
В удовлетворении требования Ф.А.А. о возложении обязанности на Федеральное государственное казённое учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить его в список на предоставление служебного жилого помещения - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.