Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Раковского В.В., Трифоновой О.М.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ненюковой Е.В. к Администрации муниципального образования г. Новотроицк, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, Департаменту молодежной политики Оренбургской области о восстановлении в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах",
по апелляционной жалобе Ненюковой Е.В. на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 16 сентября 2016 года,
установила:
Ненюкова Е.В. обратилась с вышеуказанным иском к Администрации МО г. Новотроицк и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, ссылаясь в обоснование иска на то, что в 2014 году администрацией МО г. Новотроицк ее семья в составе 5-ти человек включена в число участниц областной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы", семья является многодетной. До 2016 года социальную выплату на приобретение жилья им не предоставили, а в июле письмом ответчик сообщил об исключении семьи из числа участников подпрограммы, поскольку установлен факт достижения Ненюковой Е.В. возраста 36 лет. Полагала, что на момент включения семьи в списки участниц подпрограммы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы и сама подпрограмма не предусматривали оснований для исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы при достижении одним из супругов возраста 35 лет, изменения в нормативные акты внесены позже, поэтому не могут распространяться на ее семью. Вместе с тем изменения, касающиеся невозможности исключения из числа участниц подпрограммы многодетной семьи, должны быть учтены ответчиком при принятии решения.
Просила признать незаконными действия администрации МО г. Новотроицк по исключению семьи из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах"; обязать администрацию МО г. Новотроицк восстановить семью в списках участников данной подпрограммы.
Определением суда от 19.08.2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен исполнитель подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" - Департамент молодежной политики Оренбургской области.
В судебное заседание истец Ненюкова Е.В. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО г. Новотроицка в ходатайстве также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил в суд отзыв с возражениями по существу иска.
Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и дате рассмотрения дела, в отзыве представил возражения по существу иска, считает себя ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Департамента молодежной политики Оренбургской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против иска.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 16 сентября 2016 года исковые требования Ненюковой Е.В. к Администрации МО г. Новотроицк удовлетворены, к остальным ответчикам в иске отказано.
Суд признал незаконным и отменил постановление администрации МО г. Новотроицк N *** от (дата) в части исключения семьи Ненюковой Е.В. из участниц областной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах"; возложил обязанность на администрацию МО г. Новотроицк в срок 10 дней со дня вступления решения в законную силу включить семью Ненюковой Е.В. в список молодых семей -участниц областной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах".
В апелляционной жалобе Администрация МО г. Новотроицк просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В суд апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, Департамента молодежной политики Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, от первого ответчика имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения представителя ответчика Администрации МО г. Новотроицк С. А.А., действующей на основании доверенности, истца Ненюковой Е.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Решение в части отказа в удовлетворении иска Ненюковой Е.В. к Министерству с Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, Департаменту молодежной политики Оренбургской области о восстановлении в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах" не обжалуется, поэтому предметом проверки в апелляционном порядке не является.
В соответствии со ст. 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу. Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Согласно ч.1п.4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом допущено неправильное применение норм материального права при разрешении спора, что повлекло за собой ошибочный вывод об удовлетворении иска Ненюковой Е.В.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Во исполнение предписаний ст. 40 ч.2 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части-отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с пп. "а" пункта 6 Правил участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы может быть молодая семья при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 737-пп утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.04.2015 года N 286-п утверждены Правила постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы"
Согласно пункту 9 Правил участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет; все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области; только один из супругов молодой семьи может не быть гражданином Российской Федерации; молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий; молодая семья ранее не получала государственную поддержку за счет федерального, областного, местного бюджетов, за исключением средств материнского капитала.
В соответствии с пунктом 13 указанных правил (в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 23.05.2016г. N 347-п), молодая семья - участница подпрограммы подлежит исключению из списка участников подпрограммы в случае, если она перестала соответствовать одному из условий, указанных в пункте 9 настоящих Правил, в т.ч. таким условием является возраст одного из супругов не старше 35 лет.
Запрета на исключение многодетной семьи при достижении одним из родителей возраста старше 35 лет из списка участниц подпрограммы указанные правила в редакции с 23 мая 2016 года не содержат.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что семья Ненюковой Е.В. является многодетной семьей с тремя несовершеннолетними детьми.
Постановлением администрации МО г. Новотроицк от 29.05.2014 года N 894-п Ненюков В.Н. с составом семьи 5 человек включены в число молодых семей- участниц областной обеспечения жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы, с указанием даты постановки на учет 10.04.2014 года.
Постановлением администрации МО г. Новотроицк от 07.07.2016 года N 1148-п семья Ненюкова В.Н. исключена из числа участниц данной подпрограммы в связи с достижением супругой Ненюковой Е.В. возраста, превышающего 35 лет (02.04.1980 г.р.)
Разрешая требования истца о признании незаконным постановления органа местного самоуправления и восстановлении в списках молодых семей-участниц подпрограммы обеспечения жильем в Оренбургской области в 2014-2020 годы и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что на момент включения в такие списки семья истца соответствовала условиям Подпрограммы, по независящим от истца обстоятельствам до 2016 года не получила социальную выплату на приобретение жилья, поэтому достижение истцом возраста 36 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы. При этом суд принял во внимание п.13 Правил постановки на учет молодых семей ... в редакции от 30.04.2015 года, в абзаце третьем которого содержался запрет на исключение из числа участниц подпрограммы многодетных молодых семей в случае превышения возраста у одного или обоих супругов 35 лет.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными в т.ч. на неправильном применении норм материального права, недействующих на период принятия ответчиком оспариваемого истцом решения об исключении семьи истца из участниц подпрограммы обеспечения жильем.
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О-), от 29 января 2015 года N 122-О, от 29 марта 2016 года N 699-О), закрепив в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в т.ч. возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (пп "а" п.6 Правил) и такое правовое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.
Согласно указанным Правилам, которым корреспондируют Правила постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы", список молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта РФ, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Исходя из целей и задач федеральной и региональной подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта РФ в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в т.ч. возрастному критерию.
П.13 Правил региональных содержит указание на исключение из списка участников подпрограммы молодой семьи, если она перестала соответствовать одному из условий, указанных в п.9 Правил, в т.ч. при достижении одним или обоими супругами возраста старше 35 лет.
При этом ни условия Подпрограммы ни Правила учета семей ни Правила предоставления социальных выплат на дату принятия Администрацией МО г. Новотроицка 7 июля 2016 года решения об исключении семьи Ненюковой Е.В., достигшей возраста 36 лет, из списка участниц подпрограммы, не содержали запрет на исключение по этому основанию многодетной молодой семьи, или семьи, не получившей социальную выплату до принятия решения об исключении из числа участников.
В оспариваемом решении суд не привел доводов, по которым счел возможным применение п.13 Правил в редакции от 30.04.2015 года до возникновения спорных правоотношений, в связи с чем пришел к ошибочному выводу о том, что многодетная молодая семья истца не подлежала исключению из участников подпрограммы 7 июля 2016 года.
Поскольку само по себе включение органом местного самоуправления молодой семьи -участницы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в список молодых семей-участников подпрограммы, не означает, что такая молодая семья обладает субъективным правом на получение социальной выплаты, которое обусловлено комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом бюджетного финансирования данной подпрограммы, количеством семей, подлежащих включению в список в первоочередном порядке, вывод суда первой инстанции о том, что исключение семьи истца из списка участников подпрограммы лишило возможности получить социальную выплату, также нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения исковых требований Ненюковой Е.В. о восстановлении в списках молодых семей-участников подпрограммы обеспечения жильем в Оренбургской области на 2014-2020 годы к Администрации МО г. Новотроицк.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает заслуживающими внимания, решение в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене, новым решением следует в удовлетворении исковых требований Ненюковой Е.В. к Администрации МО г. Новотроицк отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 16 сентября 2016 года в части удовлетворения исковых требований Ненюковой Е.В. к Администрации муниципального образования г. Новотроицк о восстановлении в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ненюковой Е.В. к Администрации муниципального образования г. Новотроицк о признании незаконным постановления N *** от (дата) в части исключения семьи Ненюковой Е.В. из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах", возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Новотроицк восстановить семью Ненюковой Е.В. в списках молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах" отказать.
Решение этого же суда в части отказа в удовлетворении иска Ненюковой Е.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, Департаменту молодежной политики Оренбургской области оставить без изменения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.