Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Пересыпкиной Т.И., Кудряшова В.К.
при секретаре Лексиковой Е.А.
с участием прокурора Трофимова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 3 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ "Тоцкая районная больница", Министерству здравоохранения Оренбургской области о признании незаконным бездействия в части неоснащения фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием, обязании оснащения медицинским оборудованием.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
прокурор Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным административным иском, указав, что прокуратурой Тоцкого района Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой выявлено, что фельдшерско-акушерские пункты Кирсановский, Пристанционный ГБУЗ "Тоцкая районная больница" не в полном объеме обеспечены необходимым медицинским оборудованием для оказания квалифицированной и всесторонней медицинской помощи.
В ходе проверки установлено, что в фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ "Тоцкая районная больница" села Кирсановка, расположенном по адресу: (адрес) в нарушение требований Приложения N17 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 года N543н, отсутствует целый перечень медицинского оборудования, необходимого для оказания квалифицированной медицинской (медико-санитарной) помощи населению, а именно: автоматический дефибриллятор, анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками, сейф для хранения ядовитых и сильнодействующих медицинских препаратов, трахеотомический набор, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками).
В фельдшерско-акушерском пункте ГБУЗ "Тоцкая районная больница" поселка Пристанционный, расположенным по адресу: (адрес), помещение 1 в нарушение требований Приложения N17 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 года N543н, отсутствует целый перечень медицинского оборудования, необходимого для оказания квалифицированной медицинской (медико-санитарной) помощи населению, а именно: автоматический дефибриллятор, анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками, щит деревянный, одеяло с подогревом, трахеотомический набор, портативный аппарат для искусственной вентиляции легких, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками).
С учетом уточнения прокурор просил суд признать незаконным бездействие ГБУЗ "Тоцкая районная больница" в части неоснащения Кирсановского, Пристанционного фельдшерско-акушерских пунктов необходимым оборудованием; обязать ГБУЗ "Тоцкая районная больница" в течение *** месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оснастить фельдшерско-акушерский пункт ГБУЗ "Тоцкая районная больница" села Кирсановка следующим оборудованием: автоматический дефибриллятор, трахеотомический набор, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, оснастить фельдшерско-акушерский пункт ГБУЗ "Тоцкая районная больница" поселка Пристанционный следующим оборудованием: автоматический дефибриллятор, щит деревянный, одеяло с подогревом, трахеотомический набор, портативный аппарат для искусственной вентиляции легких, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; обязать Министерство здравоохранения Оренбургской области профинансировать проведение мероприятий по оснащению Пристанционного, Кирсановского фельдшерско-акушерских пунктов ГБУЗ "Тоцкая районная больница" оборудованием стоимостью, превышающей *** рублей за единицу.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 3 октября 2016 года административное исковое заявление прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
Суд решил:признать незаконным бездействие ГБУЗ "Тоцкая районная больница" в части неоснащения Кирсановского, Пристанционного фельдшерско-акушерских пунктов необходимым оборудованием; обязать ГБУЗ "Тоцкая районная больница" в течение *** месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оснастить фельдшерско-акушерский пункт ГБУЗ "Тоцкая районная больница" села Кирсановка следующим оборудованием: автоматический дефибриллятор, трахеотомический набор, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, оснастить фельдшерско-акушерский пункт ГБУЗ "Тоцкая районная больница" поселка Пристанционный следующим оборудованием: автоматический дефибриллятор, щит деревянный, одеяло с подогревом, трахеотомический набор, портативный аппарат для искусственной вентиляции легких, экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; обязать Министерство здравоохранения Оренбургской области профинансировать проведение мероприятий по оснащению Пристанционного, Кирсановского фельдшерско-акушерских пунктов ГБУЗ "Тоцкая районная больница" оборудованием стоимостью, превышающей *** рублей за единицу.
Производство по делу в части возложения на ГБУЗ "Тоцкая районная больница" обязанности по оснащению фельдшерско-акушерских пунктов с. Кирсановка, п. Пристанционный спирометрами, глюкометрами, сейфами прекратить в связи с отказом истца от иска.
С таким решением не согласилось Министерство здравоохранения Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение в части обязания Министерства здравоохранения Оренбургской области профинансировать проведение мероприятий по оснащению Пристанционного, Кирсановского фельдшерско-акушерских пунктов ГБУЗ "Тоцкая районная больница" оборудованием стоимостью, превышающей *** рублей за единицу, отменить, вынести в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении данной части требований полностью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Оренбургской области Дмитриева Е.С. апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда отменить.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Трофимов А.А. возражал против доводов жалобы, полагая решение суда законным.
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда должно быть ясным, понятным и исполнимым.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в нарушение требований Приложения N 17 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 года N 543н, в фельдшерско-акушерских пунктах с. Кирсановка, п. Пристанционный отсутствует ряд оборудования, а именно: в фельдшерско-акушерском пункте села Кирсановка - один автоматический дефибриллятор, один трахеотомический набор, один экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, в фельдшерско-акушерском пункте поселка Пристанционный - один автоматический дефибриллятор, щит деревянный, одно одеяло с подогревом, трахеотомический набор, один портативный аппарат для искусственной вентиляции легких, один экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный.
Отсутствие названного медицинского оборудования в вышеуказанных фельдшерско-акушерских пунктах Тоцкого района, необходимого для оказания квалифицированной и всесторонней медицинской помощи, ставит под угрозу закрепленные законодательством права граждан на доступность и качество медицинской помощи.
В силу указанных обстоятельств и регулирующих сложившиеся отношения норм закона суд пришел к выводу, что заявленные прокурором требования о возложении обязанности оснастить указанные фельдшерско-акушерские пункты недостающим оборудованием в течение *** месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требования прокурора к ГБУЗ "Тоцкая районная больница" на основании следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в числе прочего, стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений (пункт 3 части 3 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ).
Стандарт, установленный Приложением N17 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н, содержит перечень медицинского оборудования, которым должны быть оснащены фельдшерско-акушерские пункты.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение требований указанного выше Приложения в фельдшерско-акушерских пунктах с. Кирсановка, п. Пристанционный отсутствует ряд оборудования, а именно: в фельдшерско-акушерском пункте села Кирсановка - один автоматический дефибриллятор, один трахеотомический набор, один экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный, в фельдшерско-акушерском пункте поселка Пристанционный - один автоматический дефибриллятор, щит деревянный, одно одеяло с подогревом, трахеотомический набор, один портативный аппарат для искусственной вентиляции легких, один экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный.
Отсутствие названного медицинского оборудования в вышеуказанных фельдшерско-акушерских пунктах Тоцкого района, необходимого для оказания квалифицированной и всесторонней медицинской помощи, ставит под угрозу закрепленные законодательством права граждан на доступность и качество медицинской помощи.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований к ГБУЗ "Тоцкая районная больница" у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда в этой части соответствуют как нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения, так и имеющим значение для дела фактам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, при этом в решении содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с решением суда в части удовлетворения требований к Министерству здравоохранения Оренбургской области.
Удовлетворяя указанные требования, суд первой инстанции исходил из того, что приобретение необходимого оборудования стоимостью до 100 000 рублей осуществляется медицинскими организациями, оборудование свыше 100 000 рублей за единицу приобретается за счет средств областного бюджета, в данном случае за счет Министерства здравоохранения Оренбургской области.
Суд в решении также указал, что вопрос о стоимости оборудования подлежит разрешению в рамках исполнительного производства, в случае его возбуждения в отношении ответчика - Министерства здравоохранения Оренбургской области.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции не было учтено следующее.
Из Устава ГБУЗ "Тоцкая РБ" следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является Оренбургская область.
Функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляет Министерство здравоохранения Оренбургской области. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Оренбургской области осуществляет министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (п.1.3). Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законом порядке (п.1.7).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное в установленном порядке за Учреждением на праве оперативного управления; средства обязательного медицинского страхования; доходы, полученные от приносящей доход деятельности; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования; иные источники, не запрещенные законодательством.
В соответствии с пунктом 14 статьи 16 Закона Оренбургской области от 30 августа 2012 года N 1066/310-V-ОЗ "Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области" финансирование мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения при угрозе возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, расходов по сбору, обработке, анализу информации и проведению мониторинга показателей деятельности системы здравоохранения, расходов медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Оренбургской области по приобретению основных средств стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу для оказания медицинской помощи осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правительством Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 1 Порядка и условий финансового обеспечения приобретения основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Оренбургской области (приложение к Постановлению Правительства Оренбургской области от 14 октября 2013 года N 830-п) (далее - Порядок) порядок и условия финансового обеспечения приобретения основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Оренбургской области устанавливают правила определения объема и условий предоставления субсидий медицинским организациям государственной системы здравоохранения Оренбургской области для приобретения основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Оренбургской области в целях улучшения качества оказания медицинской помощи, соблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи, обеспечения соответствия медицинских организаций лицензионным требованиям, рационального использования средств областного бюджета образует постоянно действующую комиссию по рассмотрению возможности приобретения основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи (пункт 3 указанного Порядка).
Медицинские организации при наличии соответствующей потребности ежегодно, до 1 августа, направляют в комиссию заявки на приобретение объектов основных средств (пункт 4 Порядка).
Пунктом 6 Порядка закреплено, что комиссия после рассмотрения заявок и анализа их содержания в соответствии с утвержденным положением о ее работе подает в министерство свои предложения по формированию перечня получателей и объемов субсидий (далее - перечень) в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи.
Перечень формируется и утверждается министерством не позднее 1 февраля соответствующего финансового года (пункт 9).
Средства областного бюджета на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу направляются медицинским организациям в виде субсидии на иные цели, за исключением случаев, когда приобретение основных средств осуществляется централизованно уполномоченным на то органом исполнительной власти (пункт 10).
На основании изложенного, принимая во внимание, что существует установленный порядок и условия финансового обеспечения приобретения основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу для оказания медицинской помощи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Оренбургской области, которые в данном случае не были соблюдены, исковые требования прокурора к Министерству здравоохранения Оренбургской области удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств того, что стоимость медицинского оборудования превышает *** рублей.
Судебная коллегия считает несостоятельной ссылку суда в своем решении на то, что вопрос о стоимости оборудования подлежит разрешению в рамках исполнительного производства в случае его возбуждения в отношении ответчика - Министерства здравоохранения Оренбургской области, поскольку по смыслу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, а не установление фактов возникновнения условий для принудительного исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований к Министерству здравоохранения Оренбургской области не имелось, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового - об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 3 октября 2016 года в части удовлетворения административного искового заявления прокурора Тоцкого района Оренбургской области к Министерству здравоохранения Оренбургской области об обязании Министерства здравоохранения Оренбургской области профинансировать проведение мероприятий по оснащению Пристанционного, Кирсановского фельдшерско-акушерских пунктов ГБУЗ "Тоцкая районная больница" оборудованием стоимостью, превышающей *** рублей за единицу, отменить, вынести в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанного требования административного искового заявления отказать.
В остальной части решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 3 октября 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.