Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Кудряшова В.К., Пересыпкиной Т.И.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Оренбурга в интересах Федоровой Л.Н., Хайбулиной Н.М., действующей в интересах Хайбулина Е.И., и неопределенного круга лиц к администрации города Оренбурга, администрации северного административного округа города Оренбурга о возложении обязанности организовать газоснабжение,
по апелляционному представлению прокурора г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Оренбурга, действуя в интересах Федоровой Л.Н., Хайбулиной Н.М., действующей в интересах недееспособного Хайбулина Е.И., и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере газоснабжения в администрации города Оренбурга.
Проведенной проверкой установлено, что на территории бывших СНТ " ***", СНТ " ***", расположенные в посёлке Берды, отсутствует газоснабжение. На данной территории проживает население городского округа.
Между тем, администрацией города Оренбурга нормативно-правовые акты по вопросу газификации территорий муниципального образования не принимались, меры по предоставлению в область целевой заявки на выделение средств областного бюджета на газификацию названных территорий не предпринимались, проектирование и строительство распределительного газопровода для подключения жилых домов СНТ " ***" и СНТ " ***" не выполнялись.
Просил суд обязать администрацию города Оренбурга организовать газоснабжение населения на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале N, по адресам: город Оренбург СНТ " ***", СНТ " ***" в поселке Берды, Промышленного района города Оренбурга, а именно: направить предложения о включении в региональную программу газификации Оренбургской области на 2016-2018 годы газификации объектов капитального строительства граждан-потребителей газа, расположенных в кадастровом квартале N, по адресам: город Оренбург СНТ " ***", СНТ " ***" в поселке Берды, Промышленного района г. Оренбурга.
Определением суда от 8 августа 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Северного округа города Оренбурга.
Определением суда от 23 августа 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 25 августа 2016 года в удовлетворении требований прокурора города Оренбурга отказано.
С решением суда не согласился административный истец прокурор города Оренбурга, в апелляционном представлении просит решение суда отменить. Указывает, что именно на администрацию города Оренбурга возложена обязанность по организации газоснабжения муниципального образования "город Оренбург", а не на администрацию Северного округа города Оренбурга. Кроме того, администрация Северного округа отсутствует в реестре юридических лиц. Судом сделан неверный вывод о том, что прокурор города просит возложить на городскую администрацию обязанность направить предложения о включении объектов капитального строительства, находящихся на территории СНТ " ***" и СНТ " ***".
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Трофимов А.А. доводы апелляционного представления поддержал.
Представитель административного ответчика администрации г.Оренбурга - Еремина Е.Е., представитель административного ответчика администрации Северного округа города Оренбурга - Чикризов А.А., представитель заинтересованного лица АО "Газпромгазораспределение Оренбург" - Шекунова И.С. возражали против доводов апелляционного представления.
Истцы Федорова Л.Н., Хайбулина Н.М., действующая в интересах Хайбулина Е.И., представитель заинтересованного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что Федорова Л.Н. и Хайбулин Е.И. являются собственниками земельных участков, расположенных по адресу: город Оренбург, СНТ " ***", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества.
Из материалов дела следует, что жители СНТ " ***", СНТ " ***" обратились в АО "Газпромгазораспределение Оренбург" с заявлениями о подключении принадлежащих их домов, находящихся на территории СНТ к газораспределительной сети. В связи с отсутствием газораспределительной сети на указанных территориях, в выдаче технических условий на подключение заявителям было отказано. Подключение указанных объектов к существующим газопроводам в связи загруженностью последних не представляется возможным.
(дата) года АО "Газпромгазораспределение Оренбург" направило министру строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области заявление о включении объектов капитального строительства, расположенных на территории названных СНТ в региональную программу газификации.
В соответствии с ответом от (дата) уполномоченным органом исполнительной власти во включении указанных территорий в программу газификации отказано, поскольку земли СНТ " ***" расположены в зоне ведения садоводства, огородничества и отдыха, не относятся к территориям, предназначенным для проживания. Разъяснено право на подключение по индивидуальному проекту.
Согласно ответу начальника департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) на обращение АО "Газпромгазораспределение Оренбург", внесение изменений в схему сетей газораспределения с учетом перспективного подключения СНТ " ***" является возможным, однако процедура утверждения расчетных схем газопроводов высокого и низкого давления действующим законодательством не предусмотрена.
Суд первой инстанции, разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что на органы местного самоуправления полномочия по газификации муниципального образования не возложены. При этом предложение о включении в региональную программу газификации объектов нового строительства и реконструкции вносятся органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области. Вместе с тем, требования к ответчику администрации северного административного округа города Оренбурга не заявлены. Доказательств того, что на территориях названных СНТ находятся объекты нового строительства и реконструкции в материалы дела не представлено. Кроме того, обязанность по направлению в орган исполнительной власти предложений о включении объектов капитального строительства, находящихся на территории СНТ " ***" и СНТ " ***" в поселок Берды города Оренбурга в программу газификации Оренбургской области на 2016-2018 годы на администрацию города законом не возложена.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, исходя из следующего.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.
Согласно статье 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями пунктов 5-7 Порядка разработки и утверждения программы газификации Оренбургской области, финансируемой за счет специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, контроля за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 02.02.2015 N 33-п разработка региональной программы газификации осуществляется министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - министерство) совместно с газораспределительными организациями.
Региональная программа газификации включает в себя осуществление следующих мероприятий:
- проектирование и строительство новых газораспределительных систем, сооружений и отдельных объектов, связанных с газификацией новых жилых застроек и сельских населенных пунктов области (далее - объекты нового строительства);
- проектирование и выполнение реконструкции и модернизации газораспределительных систем, сооружений и отдельных объектов газоснабжения для поддержания надежного и безопасного газоснабжения существующих потребителей (далее - объекты реконструкции).
В региональную программу газификации включаются объекты нового строительства и реконструкции на основании предложений:
- органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления) о включении в региональную программу газификации объектов нового строительства;
- застройщиков о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объектов капитального строительства;
- ГРО о включении в региональную программу газификации объектов реконструкции.
Таким образом, является правильным вывод суд первой инстанции о том, что полномочия по газоснабжению индивидуальных жилых домов относятся к полномочиям администрации городского округа, а не администрации города, на которую возложены полномочия по организации газоснабжения в многоквартирных домах.
Это следует также из пункта 2.1 Положения об администрации округа города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года N215.
При этом, исходя из положений действующего законодательства, строительство газораспределительных сетей входит в понятие "газификация", а не "газоснабжение".
Таким образом, полномочия по газификации муниципального образования на органы местного самоуправления не возложены.
Обязанность администрации г. Оренбурга направить в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области предложения о включении объектов капитального строительства в программу газификации действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, (дата) в ответ на обращение АО "Газпром газораспределение Оренбург" уполномоченным органом исполнительной власти во включении указанных территорий в программу газификации отказано, поскольку земли СНТ " ***" расположены в зоне ведения садоводства, огородничества и отдыха, не относятся к территориям, предназначенным для проживания. Доказательств того, что административные истцы имеют на указанной территории дома, пригодные для проживания, и эти жилые помещения используются ими для проживания, суду не представлены.
Довод представления об отсутствии администрации Северного округа г.Оренбурга в реестре юридических лиц судебная коллегия находит несостоятельным, так как администрация Северного округа г. Оренбурга зарегистрирована в ЕГРЮЛ 30 сентября 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1025600886520.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.