Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Федотовой Л.Б.
при секретаре Камеристовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гридасовой В.Я. на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Гридасовой В.Я. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (Управлению по вопросам миграции) о признании незаконным решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Гридасова В.Я. обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (Управлению по вопросам миграции) о признании незаконным решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, указав, что в (дата) она прибыла в Тоцкий район из (адрес) и получила статус вынужденного переселенца. (дата) на заседании жилищной комиссии администрации Тоцкого района Оренбургской области включена в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С указанного времени состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением комиссии УФМС России по Оренбургской области от (дата) ей продлен статус вынужденного переселенца до (дата).
Решением УВМ УМВД России по Оренбургской области от (дата) вышеуказанное решение отменено, в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" она признана утратившей статус вынужденного переселенца в связи с отсутствием у нее оснований для продления срока действия статуса, предусмотренных п. 5 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах". Удостоверение вынужденного переселенца на имя Гридасовой В.Я. признанно недействительным.
Просила суд признать решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (Управление по вопросам миграции) от (дата) об отказе в продлении Гридасовой В.Я. статуса вынужденного переселенца незаконным; возложить на Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области обязанность по продлению Гридасовой В.Я. срока действия статуса вынужденного переселенца до (дата).
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области 29 сентября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Гридасовой В.Я. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (Управлению по вопросам миграции) отказано.
С таким решением не согласилась Гридасова В.Я., в апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В письменных возражениях представитель УМВД России по Оренбургской области просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Гридасова В.Я. и ее представитель Новичкова М.В. апелляционную жалобу поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Управления МВД РФ по Оренбургской области Казанкина Е.В. просила решение суд первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав судью-докладчика, пояснения сторон, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон о вынужденных переселенцах) вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В силу п. 4 ст. 5 Закона о вынужденных переселенцах статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (пп. 4 п. 2 ст. 6 Закона о вынужденных переселенцах).
В силу пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 этого Закона.
Аналогичное положение содержится в пункте 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия (утв. Приказом ФМС России от 29.06.2012 N 218), согласно которому срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гридасова В.Я., (дата) года рождения, уроженка (адрес), прибыла из *** в *** году. Статус вынужденного переселенца Гридасовой В.Я. был предоставлен (дата) Территориальным органом Минфедерации России в Оренбургской области.
Решением комиссии УФМС России по Оренбургской области по определению правового положения мигрантов и их обустройства от (дата) (протокол N) в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о вынужденных переселенцах срок действия статуса вынужденного переселенца Гридасовой В.Я. продлен до (дата).
Решением УВМ УМВД России по Оренбургской области, оформленным протоколом заседания комиссии N от (дата), отменено решение комиссии УФМС России по Оренбургской области по определению правового положения мигрантов и их обустройства от (дата) (протокол N) в части продления срока действия статуса вынужденного переселенца Гридасовой В.Я. до (дата) по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 5, пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона о вынужденных переселенцах. Гридасовой В.Я. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, она признана утратившей статус вынужденного переселенца, снята с учета вынужденных переселенцев, исключена из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье). Удостоверение вынужденного переселенца признано недействительным.
Согласно протоколу N от (дата) основанием для принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца является установление факта наличия у Г.В.В. (сына истца) в собственности недвижимого имущества - жилого помещения по адресу: (адрес), общей площадью *** кв.м. в котором по месту жительства зарегистрирована с (дата) истец Гридасова В.Я.
(дата) Гридасовой В.Я. было направлено уведомление об утрате статуса вынужденного переселенца.
Из учетного дела Гридасовой В.Я. следует, что собственного жилого помещения она не имеет, является вынужденным переселенцем, в связи с чем постановлением главы муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от (дата) N-п Гридасова В.Я. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Актом обследования жилищных условий гражданина от (дата) подтверждается факт проживания Гридасовой В.Я. в жилом помещении по (адрес).
Из справки ГУП ОЦИОН от (дата) следует, что за Г.В.В. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от (дата) за N на учете значится шести комнатная квартира, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м в жилом одноэтажном доме с мансардой, расположенная по адресу: (адрес).
Согласно договору найма жилого помещения от (дата) ФИО8 (наймодатель) передает Гридасовой В.Я. (нанимателю) во временное владение и пользование за плату комнату в квартире, находящейся по адресу: (адрес). Площадь комнаты составляет *** кв.м. Срок найма - *** лет, плата за наём квартиры - *** рублей.
Судом также установлено, что Гридасова В.Я. с (дата) зарегистрирована по месту жительства по адресу: (адрес), что подтверждается отметкой в паспорте истца и сведениями содержащимися в домовой (поквартирной) книге.
Г.В.В. является сыном Гридасовой В.Я.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты, собственником жилого помещения по адресу: (адрес) является Г.В.В.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что решение УВМ УМВД России по Оренбургской области от (дата) принято в пределах полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересов истца не нарушает, поскольку Гридасова В.Я. самостоятельно выбрала место жительства на территории Российской Федерации, с (дата) по настоящее время зарегистрирована и проживает в качестве члена семьи у сына по адресу: (адрес), который является собственником указанного жилого помещения и обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации отпали.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, материалами дела подтверждено, что Гридасова В.Я. обеспечена постоянным жильем на территории Российской Федерации, поскольку зарегистрирована и фактически проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее сыну Г.В.В.
Как правомерно указал суд первой инстанции, государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается только тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства и нуждаются в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Целью Закона о вынужденных переселенцах является защита прав вынужденных переселенцев. Законодатель предусматривает дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, чтобы поставить их в равные условия с иными категориями граждан Российской Федерации. Вместе с тем, государственная поддержка по улучшению жилищных условий предоставляется вынужденным переселенцам на общих основаниях, предусмотренных жилищным законодательством. Статус вынужденного переселенца не означает наличие преимущественных прав перед другими гражданами Российской Федерации, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Исходя из этого доводы истца и его представителя о том, что жилое помещение, принадлежащее Г.В.В. на праве собственности, не соответствует учетной норме площади жилого помещения на каждого члена семьи правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку не опровергают наличия возможности для обустройства истца на территории Российской Федерации по смыслу Закона о вынужденных переселенцах.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком не представлено доказательств, что Гридасова В.Я. вселена в жилое помещение сына как член семьи собственника, а не по договору найма, постоянно проживает по указанному адресу, основан на неверном толковании апеллянта действующего законодательства, согласно которому родители и дети являются членами одной семьи в силу их родства.
Исходя из содержания собранных по делу доказательств в совокупности, в том числе заявления на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья от (дата) (л.д. ***), заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. ***), договора найма жилого помещения от (дата) (л.д. ***), справки администрации Тоцкого сельсовета N (л.д. ***), акта обследования жилищных условий от (дата) (л.д. ***), выписки и протокола заседания жилищной комиссии от (дата) (л.д. ***) следует, что местом жительства Гридасовой В.Я. является жилое помещение по адресу: (адрес), что также подтверждается ее регистрацией по месту постоянного жительства по указанному адресу. Данное обстоятельство не было опровергнуто административным истцом при рассмотрении дела.
Другие доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены оспариваемого решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гридасовой В.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.