Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего - Емельянова В.А.,
членов президиума: Белинской С.В., Кужабаева М.Д., Ушакова В.М., Чернявской С.А.,
с участием первого заместителя прокурора Оренбургской области Волкова А.В.,
адвоката Фазлаева Р.Р.,
при секретаре Карабач Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Костенецкого М. А. на приговор Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 мая 2014 года в отношении
Костенецкого М. А., родившегося (дата) в (адрес), судимости не имеющего.
По приговору Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 мая 2014 года Костенецкий М. А. осужден к наказанию в виде лишения свободы по:
- ч. 3 ст. 30, п. п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на срок 8 лет с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года,
- ч. 2 ст. 228 УК РФ на срок 3 года.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет 4 месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года.
Начало срока с (дата), зачтено время содержания под стражей (с учетом постановления Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 июня 2014 года) в период с 27 января по (дата).
В апелляционном порядке приговор суда не обжаловался.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Беспаловой А.А., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, мотивы кассационной жалобы и постановления о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, мнение осужденного Костенецкого М.А., участвующего в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи, и адвоката Фазлаева Р.Р., поддержавших кассационную жалобу осужденного об изменении приговора суда, мнение первого заместителя прокурора Оренбургской области Волкова А.В., просившего об изменении приговора и смягчении наказания осужденному, президиум Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛ:
Костенецкий М.А. признан виновным:
- в покушении в период с 15 по (дата) на незаконный сбыт наркотического средства - смеси, содержащей наркотическое средство метилендиоксипировалерон, массой 1,20 грамма, то есть в значительном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
- в незаконном хранении (дата) без цели сбыта наркотического средства - смеси, содержащей наркотическое средство производное 3-бутаноил-1-метилиндол, массой 9,39 грамма, то есть в крупном размере.
Преступления совершены в (адрес) при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Костенецкий М.А. указывает, что по ч. 3 ст. 30, п. п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ ему назначено чрезмерно суровое наказание, без учета положений ч. 3 ст. 66 и ч. 1 ст. 62 УК РФ. Высказывает несогласие с наличием квалифицирующего признака совершения покушения на сбыт группой лиц по предварительному сговору, так как эти выводы основаны на предположениях. Просит изменить приговор и смягчить наказание.
Президиум Оренбургского областного суда находит кассационную жалобу осужденного Костенецкого М.А. подлежащей частичному удовлетворению, а приговор суда - изменению по следующим основаниям.
Уголовное дело в отношении Костенецкого М.А. судом рассмотрено полно, объективно и всесторонне.
Как следует из материалов уголовного дела, предварительное следствие по делу проведено полно, всесторонне и объективно, все приведенные судом в обоснование виновности осужденного доказательства получены с соблюдением требований УПК РФ.
Показания свидетелей, взятые судом за основу приговора, получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона. Каких-либо противоречий в показаниях свидетелей судом не установлено, они согласуются между собой и другими материалами дела по фактическим обстоятельствам, времени, и по вопросам, входящим в предмет доказывания по уголовному делу, совпадают в деталях. Оценка показаний допрошенных по делу лиц подробно изложена в приговоре и основана на доказательствах, исследованных судом в ходе судебного разбирательства.
Описательно-мотивировочная часть приговора соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ, она содержит описание преступных деяний, признанных судом доказанными, с указанием места, времени, способа их совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступлений, доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства, мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания.
Все противоречия, которые могли повлиять на выводы суда о виновности Костенецкого М.А., судом устранены.
Результаты оперативно-розыскной деятельности по делу были рассекречены с соблюдением требований ст. 11 Федерального Закона РФ N 144 от 12.08.1995 года "Об оперативной деятельности" и представлены в уголовное дело.
Экспертизы, проведенные по уголовному делу, также составлены и оформлены в соответствии с требованиями закона, в своей совокупности они согласуются с иными доказательствами, подтверждающими виновность Костенецкого М.А.
Считать, что уголовное дело рассмотрено судом с обвинительным уклоном, оснований не имеется.
Доказательства, которые взяты за основу приговора, являются относимыми, допустимыми и достоверными. Все доказательства непосредственно исследованы в судебном заседании и подробно изложены в приговоре суда.
Вопреки доводам кассационной жалобы квалифицирующий признак совершения преступления в составе группы лиц по предварительному сговору нашел свое полное подтверждение.
Так, за основу приговора судом взяты показания Костенецкого М.А., данные им в качестве подозреваемого и обвиняемого, исследованные в судебном заседании. В своих показаниях последний показал, что в ноябре 2013 года он вступил в предварительный сговор с ранее неизвестным лицом под ником "Макар", с которым общался посредством информационно-телекоммуникационных сетей, на совместное распространение наркотических средств. Костенецкий М.А. подробно показал, каким образом они распределили роли каждого из них в совместном сбыте наркотических средств.
Аналогичные обстоятельства Костенецкий М.А. сообщил в ходе проверки показаний на месте от (дата)
Из материалов уголовного дела видно, что постановлением следователя 1 отдела СС УФСКН России по Оренбургской области от 25 мая 2014 года материалы в отношении неустановленного следствием лица, за совершение преступления совместно и по предварительному сговору с которым осужден Костенецкий М.А., выделены в отдельное производство и направлены для проведения расследования.
Оснований для исключения данного квалифицирующего признака не усматривается.
В связи с этим доводы кассационной жалобы осужденного о неправильной квалификации его действий удовлетворению не подлежат.
Выводы суда о необходимости назначения наказания в виде лишения свободы и дополнительного наказания с применением ч. 3 ст. 47 УК РФ надлежаще мотивированы и оснований для их опровержения не имеется.
Вместе с тем доводы кассационной жалобы осужденного о нарушении уголовного закона при назначении ему наказания являются обоснованными.
В силу ч. 3 ст. 66 УК РФ срок или размер наказания за покушение на совершение преступления не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление.
Санкция ч. 3 ст. 228.1 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде 15 лет лишения свободы, а за покушение на совершение данного преступления может быть назначено три четверти этого срока, то есть не более 11 лет 3 месяцев лишения свободы.
Из приговора суда следует, что в качестве смягчающих наказание Костенецкого М.А. обстоятельств указаны признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование расследованию преступления, наличие двоих малолетних детей и заболевание ребенка.
Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.
В связи с этим при назначении наказания применены положения ч. 1 ст. 62 УК РФ, согласно которым при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств, срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Поскольку суд признал смягчающим наказание Костенецкого М.А. обстоятельством активное способствование им расследованию преступления, а отягчающие наказание обстоятельства отсутствуют, ему по ч. 3 ст. 30, п. п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ могло быть назначено наказание на срок не более 7 лет 6 месяцев лишения свободы.
В нарушение этих требований уголовного закона суд назначил Костенецкому М.А. наказание в виде 8 лет лишения свободы.
При таких обстоятельствах приговор суда подлежит изменению, а назначенное осужденному наказание - смягчению с учетом положений ч. 3 ст. 66 и ч. 1 ст. 62 УК РФ, а также наличия иных смягчающих наказание обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, президиум Оренбургского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу осужденного Костенецкого М. А. удовлетворить частично.
Приговор Ленинского районного суда г. Оренбурга от 8 мая 2014 года в отношении Костенецкого М. А. изменить, смягчить ему наказание по ч. 3 ст. 30, п. п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ до 7 лет 4 месяцев лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортом, сроком на 2 года.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 и ч. 2 ст. 228 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Костенецкому М. А. наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 8 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортом, сроком на 2 года.
В остальной части приговор суда оставить без изменения.
Председательствующий В.А. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.