Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ганченковой В.А.
Лесновой И.С.
при секретаре Епитифоровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 декабря 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Кулакова А.А. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 13 сентября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Кулаков А.А. обратился в суд с иском к администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение.
В обоснование исковых требований указал, что в связи с трудовыми отношениями по месту работы в администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на основании постановления администрации Чамзинского муниципального района N "данные изъяты" от 21 ноября 2012 г. ему было предоставлено для проживания жилое помещение - квартира, "данные изъяты" состоящая из трех комнат, расположенная по адресу: "данные изъяты". 01 февраля 2013 г. с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения. В настоящее время в квартире зарегистрирована его супруга - К.Е.А. Его семья признана нуждающимися в улучшении жилищных условий. В приватизации данного жилого помещения было отказано. Право собственности на квартиру у ответчика возникло с 05 декабря 2014 г.
Ссылаясь на положения части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 12 и 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 42 от 26 января 2006 г., указывает на нарушения требований, предъявляемых к порядку принятия решения об отнесении квартиры к специализированному жилищному фонду, а также на то, что спорная квартира была предоставлена для проживания до принятия решения об отнесении ее к служебному жилью.
Полагает, что поскольку спорное жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду, к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Отмечает ошибочное указание в тексте договора собственника - администрацию городского поселения Чамзинка, поскольку право собственности у нее возникло 05 декабря 2014 г.
Просит признать недействительным договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", признать за ним в порядке приватизации право собственности на указанное жилое помещение.
Администрация городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обратилась со встречным исковым заявлением к Кулакову А.А., К.Е.А., Д.Е.И. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, снятии с регистрационного учета и выселении Кулакова А.А. и членов его семьи.
В обоснование требований указано, что между администрацией Чамзинского муниципального района, действующей от имени собственника помещения городского поселения Чамзинка, и Кулаковым А.А. был заключен договор найма служебного жилого помещения N "данные изъяты" от 01 февраля 2013 г. Данное помещение принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городское поселение Чамзинка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 05 декабря 2014 г.
В настоящее время Кулаков А.А. в администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не работает. От подписания направленного в адрес ответчика дополнительного соглашения о расторжении договора служебного найма жилого помещения и добровольном освобождении занимаемой квартиры Кулаков А.А. отказался.
Просит расторгнуть договор найма служебного жилого помещения N "данные изъяты" от 01 февраля 2013 г., заключенный между администрацией Чамзинского муниципального района, действующей от имени собственника помещения городского поселения Чамзинка, и Кулаковым А.А., снять с регистрационного учета Кулакова А.А., К.Е.А., Д.Е.И., выселить данных лиц из муниципального жилого помещения "данные изъяты", без предоставления жилого помещения.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 13 сентября 2016 г. в удовлетворении исковых требований Кулакова А.А. отказано.
Встречные исковые требования администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия удовлетворены частично.
Суд постановилвыселить Кулакова А.А., К.Е.А., Д.Е.И. из муниципального жилого помещения - "данные изъяты", без предоставления жилого помещения.
В остальной части исковые требования администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия оставлены без удовлетворения.
Суд взыскал с Кулакова А.А. и с К.Е.А. в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 300 рублей с каждого.
В апелляционной жалобе Кулаков А.А. с решением суда в части отказа в удовлетворении его исковых требований, а также в части удовлетворения требований администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не согласен, просил решение отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме, встречные исковые требования оставить без удовлетворения. Полагает, что: администрация городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не обладает полномочиями на включение спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд; нарушен порядок присвоения спорной квартире статуса служебной; спорное жилое помещение было незаконно включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу служебных; статус спорного жилого помещения как служебного длительное время не был зарегистрирован в установленном законом порядке. Указывает на то, что при рассмотрении настоящего гражданского дела должны применяться по аналогии положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Считает, что поскольку жилое помещение передано в муниципальную собственность, в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями в данном случае должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Кулаков А.А. ссылается на то, что решение суда не учитывает обстоятельства дела и требования закона, противоречит правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 г. (вопрос N 21).
В возражениях на апелляционную жалобу администрация городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия просит решение суда в части удовлетворенных требований оставить без изменения, жалобу Кулакова А.А. - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу, заместитель прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Назаров А.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Кулаков А.А., представители администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, органа опеки и попечительства администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, К.Е.А., Д.Е.И. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Наумов А.Г., прокурор Межевова Ю.В. относительно доводов апелляционной жалобы возразили.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением от 26 января 2006 г. N 42 Правительством Российской Федерации утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3-х рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3-х рабочих дней с даты принятия такого решения.
Согласно пункту 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Из материалов дела усматривается, что согласно распоряжению главы администрации Чамзинского района N "данные изъяты" от 31 августа 2005 г. Кулаков А.А. с 01 сентября 2005 г. принят на работу юрист-консультом администрации Чамзинского района.
На основании постановления администрации Чамзинского муниципального района N "данные изъяты" от 21 ноября 2012 г. "О предоставлении Кулакову А.А. служебного жилого помещения" истцу на состав семьи из одного человека предоставлена квартира "данные изъяты"
Из выписки из домовой книги следует, что в квартире "данные изъяты" зарегистрированы: с 26 февраля 2013 г. - Кулаков А.А., с 24 октября 2014 г. - К.Е.А. и Д.Е.И.
Из договора найма служебного жилого помещения N "данные изъяты" от 01 февраля 2013 г. следует, что он заключен между администрацией Чамзинского муниципального района, действующей на основании Устава и соглашения о передаче полномочий в сфере жилищных отношений, от имени собственника жилого помещения - муниципального образования городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района и Кулаковым А.А.
Согласно пункту 1.1 договора наймодатель передает нанимателю во временное владение и пользование за плату квартиру "данные изъяты" из специализированного жилищного фонда, находящуюся в муниципальной собственности Чамзинского городского поселения Чамзинского муниципального района по адресу: "данные изъяты", в качестве специализированного жилищного фонда временного проживания в ней.
Разделом 4 данного договора стороны определили порядок его расторжения и прекращения.
В соответствии с пунктом 4.4 договора, настоящий Договор прекращается в связи с окончанием срока службы.
25 февраля 2016 г. Кулаков А.А. уволен с занимаемой должности заместителя начальника юридического отдела администрации Чамзинского муниципального района.
02 марта 2016 г. истец принят на работу юристом в Муниципальное предприятие Чамзинского района " "данные изъяты"", откуда уволен 01 июля 2016 г. по собственному желанию.
Судом первой инстанции установлено, что спорная квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты", предоставленная Кулакову А.А. по договору найма служебного жилого помещения, является собственностью муниципального образования городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района. Право собственности зарегистрировано 05 декабря 2014 г.
Согласно постановлению администрации Чамзинского муниципального района N "данные изъяты" от 05 октября 2010 г. и акту приема-передачи недвижимого имущества от 05 октября 2010 г., вышеуказанная квартира, находящаяся в собственности Чамзинского муниципального района Республики Мордовия передана в собственность администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Указанное жилое помещение распоряжением администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района N "данные изъяты" от 24 октября 2012 г. включено в специализированный жилой фонд городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района с отнесением к числу служебных.
В соответствии с Соглашением о передаче осуществления части полномочий городского поселения Чамзинка Чамзинскому муниципальному району в сфере жилищных отношений от 23 декабря 2010 г., утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Чамзинка и решением Совета депутатов Чамзинского муниципального района, полномочия поселения по формированию, учету и предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы муниципальному району.
Решением Совета депутатов городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республика Мордовия N "данные изъяты" от 29 декабря 2014 г. утверждено дополнительное соглашение о расторжении к Соглашению о передаче осуществления части полномочий городского поселения Чамзинка Чамзинскому муниципальному району в сфере жилищных отношений.
Дополнительным соглашением к соглашению "О передаче осуществления части полномочий городского поселения Чамзинка Чамзинскому муниципальному району в сфере жилищных отношений от 29 октября 2010 г.", утвержденным 01 августа 2014 г. решением Совета депутатов городского поселения Чамзинка и решением Совета депутатов Чамзинского муниципального района, поселение передает муниципальному району осуществление части полномочий, в том числе, по приватизации муниципального жилищного фонда социального использования.
12 мая 2015 г. администрация городского поселения Чамзинка известила Чамзинский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике Мордовия об отнесении спорного жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кулакова А.А., суд исходил из того, что спорное жилое помещение, занимаемое истцом (ответчиком по встречному иску), К.Е.А. и Д.Е.А., имеет статус служебного жилого помещения, в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" приватизации не подлежит, в связи с чем оснований для признания недействительным договора найма спорного служебного жилого помещения не имеется.
Удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что после прекращения трудовых отношений Кулаков А.А., К.Е.А. и Д.Е.А. не освободили квартиру, в связи с чем обоснованно пришел к выводу о выселении указанных лиц из спорной квартиры.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушен порядок присвоения спорной квартире статуса служебной, статус спорного жилого помещения как служебного длительное время не был зарегистрирован в установленном законом порядке, являются несостоятельными, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма только лишь по тому основанию, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда не направлено в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действующее жилищное законодательство не содержит.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что администрация городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не обладает полномочиями на включение спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд, обоснованно не приняты во внимание районным судом и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Распоряжением администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района N "данные изъяты" от 24 октября 2012 г. спорное жилое помещение включено в специализированный жилой фонд городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия с отнесением к числу служебных.
В соответствии с Соглашением о передаче осуществления части полномочий городского поселения Чамзинка Чамзинскому муниципальному району в сфере жилищных отношений от 23 декабря 2010 г., утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Чамзинка и решением Совета депутатов Чамзинского муниципального района, полномочия поселения по формированию, учету и предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы муниципальному району.
Решением Совета депутатов городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республика Мордовия N "данные изъяты" от 29 декабря 2014 г. утверждено дополнительное соглашение о расторжении к Соглашению о передаче осуществления части полномочий городского поселения Чамзинка Чамзинскому муниципальному району в сфере жилищных отношений.
Дополнительным соглашением к соглашению "О передаче осуществления части полномочий городского поселения Чамзинка Чамзинскому муниципальному району в сфере жилищных отношений от 29 октября 2010 г." от 01 августа 2014 г., утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Чамзинка и решением Совета депутатов Чамзинского муниципального района, поселение передает муниципальному району осуществление части полномочий, в том числе, по приватизации муниципального жилищного фонда социального использования.
Сведений о том, что указанное распоряжение признано недействительным, суду не представлено, при этом вопрос о законности принятого распоряжения не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение было незаконно включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу служебных, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку сводится к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой апелляционная инстанция не усматривает.
Указания в апелляционной жалобе на то, что при рассмотрении настоящего гражданского дела должны применяться по аналогии положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ошибочны.
Истец считает, что поскольку жилое помещение передано в муниципальную собственность, в соответствии с положениями вышеуказанной статьи Федерального закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями в данном случае должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными утверждениями по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В силу частей 2, 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
На основании статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кулаков А.А. вселен в жилое помещение на основании договора найма служебного жилого помещения N "данные изъяты", заключенного 01 февраля 2013 г. с администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, в связи с его личным заявлением. Указанный договор был заключен на период трудовых отношений.
Анализируя вышеуказанные положения законодательства, регламентирующие спорные правоотношения, истец не может быть признан занимающим спорное жилое помещение на условиях социального найма, в связи с чем, не имеет права на приватизацию данного жилого помещения.
При этом, учитывая положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 4-П по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которым постановлено, что статья 7 названного Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 01 марта 2005 г. (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
В пункте 3.2 названного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Разъясняя изложенную в указанном Постановлении N 4-П правовую позицию в определениях от 01 марта 2012 г. N 390-О-О и N 391-О-О, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемая норма (статья 7 Вводного закона), призванная с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечить реализацию требований статьи 40 Конституции Российской Федерации в отношении определенной категории граждан, не рассчитана на регулирование отношений, складывающихся при предоставлении гражданам в соответствии с разделом IV "Специализированный жилищный фонд" Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальными образованиями как собственниками жилых помещений из этого фонда, в том числе после 1 марта 2005 г., распространение действия норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма на отношения, возникающие при предоставлении муниципальными образованиями указанных жилых помещений, в частности жилых помещений в общежитиях (что, по сути, означало бы лишение муниципальных образований специализированного жилищного фонда (абзацы 4, 7 пункта 2).
Судом установлено, что согласно постановлению администрации Чамзинского муниципального района N "данные изъяты" от 05 октября 2010 г. и акту приема-передачи недвижимого имущества от 05 октября 2010 г., квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты", находящаяся в собственности Чамзинского муниципального района Республики Мордовия передана в собственность администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Таким образом, вышеуказанное жилое помещение входит в состав муниципальной собственности администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Решение органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, об исключении данной квартиры из специализированного жилищного фонда, не принималось.
Следовательно, со времени передачи квартиры по указанному адресу в муниципальную собственность его собственник не менялся, жилое помещение - квартира предоставлено истцу в 2013 г. после его передачи в муниципальную собственность администрации городского поселения Чамзинка, данное жилое помещение на момент предоставления его истцу имело статус квартиры из специализированного жилищного фонда, находящейся в муниципальной собственности, что также подтверждается заключением с истцом договора найма служебного жилого помещения, в котором указано, что оно предоставляется для временного проживания.
С учётом изложенного к отношениям по пользованию истцом спорным жилым помещением нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма применены быть не могут.
При указанных обстоятельствах установленные законом основания для передачи истцу спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации отсутствовали, в связи с чем, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ссылки в апелляционной жалобе на судебную практику, изложенную в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21) не свидетельствует о незаконности выводов суда.
Данное разъяснение дано по вопросу о приватизации гражданами служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность.
Исследованными доказательствами данного дела подтверждается, что спорная квартира находится в муниципальной собственности, статус квартиры как служебной не менялся, из состава специализированного жилищного фонда она не исключалась.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права и иной оценке собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, они не свидетельствуют о незаконности судебного решения, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции понят и истолкован правильно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 13 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулакова А.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
судьи В.А. Ганченкова
И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.