Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда Астапчук Р.В., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Груша А.В.,
рассмотрела в судебном заседании
28 декабря
201
6
года
дело по апелляционной жалобе Сапелина А.В. на решение Центрального районного суда " ... " от 11 октября 2016 года, которым постановлено:"В удовлетворении иска Сапелина А. В. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, о предоставлении жилого помещения, отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Астапчук Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сапелин А.В. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что он 1986 г. рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Сапелина В.Н. решением Омского районного суда от " ... " лишена в отношении него родительских прав, в 2003 году умерла. Отец Сапелин В.В. умер в 1986г. Он был определен в детское учреждение. За ним было закреплено жилое помещение в " ... ". С " ... " по " ... " он воспитывался в Петропавловском детском доме, с " ... " по " ... " обучался в ГОУ СПО "Саргатское педагогическое училище". В закрепленном жилье он проживать не мог, поскольку оно являлось муниципальным. С 2007 по " ... " проходил военную службу. Полагает, что органы опеки и попечительства закрепили за ним жилье в нарушение установленного порядка, он не имел возможности встать ранее на очередь, в связи с чем полагает, что его право на реализацию жилищных прав нарушено. Собственником жилых объектов недвижимости он не значится. Просил обязать Министерство образования Омской области включить его в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Сапелин А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по аналогичным основаниям, пояснил, что о нарушенном праве он узнал в 2006 году, но после службы в армии он устроился работать на север, в г. Омск приезжал редко. Затем в 2013 женился, времени заниматься вопросами включения в список детей сирот, у него не было.
Представители ответчиков участия в судебном заседании не принимала, представили письменный отзыв на иск, в котором заявленные требования не признали, поскольку реализация права на предоставление жилья носит заявительный порядок, ограничивается возрастом 23 года. Истец обратился в суд в возрасте 30 лет, однако, Сапелин А.В. в списке детей сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не значится.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Сапелин А.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение, включив его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по категории "дети-сироты", предоставить ему жилое помещение. Считает, что суд не всесторонне, не полно и не объективно исследовал все представленные сторонами доказательства, не дав им правильную правовую оценку, что повлекло принятие не законного решения. Приводит другие доводы, аналогичные заявленным в суде первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав истца Сапелина А.В., поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены судебного решения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от " ... " решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела допущено не было.
Ст. 40 Конституции РФ провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п .3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сапелин А.В. родился " ... ", его родителями являются: отец- Сапелин В.В., мать- Сапелина В.Н. (л.д. 9). Решением Омского районного суда Омской области от " ... " Сапелина В.Н. лишена родительских прав в отношении Сапелина А.В.
Сапелина В.Н. умерла " ... " (л.д. 11), Сапелин В.В. умер " ... " (л.д. 12).
Согласно постановлению Главы администрации " ... " от 26.12.1995г. N " ... "-п, Сапелин А.В. был определен в детский дом, но за ним было закреплено жилье в " ... " (л.д. 10).
Так, согласно справке ГОУ "Петропавловский детский дом" от " ... " Сапелин А.В. воспитывался в Петропавловском детском доме " ... " с " ... " по " ... " (л.д. 13). Согласно диплому от " ... " Сапелин А.В. окончил ГОУ Омской области СПО "Саргатское педагогическое училище" по специальности "Физическая культура" (л.д. 14). Согласно военному билету Сапелин А.В. был призван на военную службу " ... " (л.д. 16), " ... " поступил на военную службу по контракту, " ... " уволен с военной службы.
Из пояснений истца в суде первой инстанции следует, что после прохождения военной службы он трудоустроился. Обстоятельства трудоустройства с " ... " по " ... ", с " ... " по настоящее время подтверждается копией трудовой книжки истца.
Из материалов дела следует, что зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества Сапелин А.В. не имеет, в числе собственников объектов недвижимого имущества на территории Омской области, по данным ГПОО "ОЦТИиЗ", не значится (л.д.26, 30).
Согласно ответу департамента жилищной политики Администрации, г. Омска от " ... " на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Сапелин А.В. не состоит, с соответствующими заявлениями не обращался (л.д.27).
По данным Министерства образования Омской области от " ... ", Сапелин А.В. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от " ... " N " ... "- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Омской области (л.д.36).
Из приведенного выше следует, что " ... " истец достиг возраста 18 лет.
На момент наступления совершеннолетия истца действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, введенного в действие с " ... ", жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу п . 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до " ... "), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до " ... ") к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ч.3. 4 ст.52 ЖК РФ 9в первоначальной редакции) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
В данной связи, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Возраста 23 лет Сапелин А.В. достиг " ... ".
В силу ст.8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от " ... " N 15-ФЗ утратил силу с " ... " п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с " ... ".
Действие положений статьи 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, т.е. если бы в возрасте до 23 лет истец был принят на учет органами местного самоуправления, но и после достижения такого возраста жилое помещение ему не было предоставлено.
Таким образом, по смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространён на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учёт для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Однако, доказательств того, что истец Сапелин А.В., до " ... " обращался в органы местного самоуправления с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по категории "дети, оставшиеся без попечения родителей", или в принятии такого заявления было незаконно отказано, им по правилам ст.56 ГПК РФ суду представлено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, впервые с заявлением в Министерство образования Омской области по вопросу предоставления жилого помещения по категории "ребенок-сирота" истец обратился лишь в 2016 году. На момент такого обращения в Министерство образования Омской области с заявлением ему исполнилось 30 лет.
Согласно пояснениям истца, в суде первой инстанции о наличии у него права на предоставления жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, ему было известно с 2006 года, каких-либо доказательств уважительности причин, объективно препятствующих ему до достижения возраста 23 лет обратиться к компетентному органу с заявлением о постановке на учет для обеспечения жилым помещением в льготном порядке, или подачи иска в суд, истцом суду по правилам ст.56 ГПК РФ не представлено, тем более, что после увольнения с военной службы " ... " у истца такая возможность реально имелась, так как на военную службу он был призван до достижения возраста 23 лет.
При том положении, что истец окончил ГОУ Омской области СПО "Саргатское педагогическое училище" по специальности "Физическая культура", проходил службу в вооруженных силах РФ, признать его неадаптированным к условиям социальной жизни оснований не имеется, и на данное обстоятельство истец в суде не ссылался.
В данной связи, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 2004 года по 2009 год, истец имел возможность обратится к компетентному органу с заявлением о принятии на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке, но как признает сам истец, он с таким заявлением в указанный период не обращался.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет, доводы апелляционной жалобы о том, что не мог своевременно реализовать свое право, основанием для отмены решения суда и удовлетворения иска не являются
Поскольку истец таким правом не воспользовался без каких-либо причин, которые могли быть признаны уважительными, не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, в настоящее время оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Свои выводы об отказе в удовлетворении иска суд подробно мотивировал с приведением правового обоснования, в связи с чем судебная коллегия с такими выводами суда соглашается и оснований для их переоценки не усматривает.
В силу названного выше специального федерального закона, правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом, в том числе по обеспечению жилым помещением, а с учетом приведенного выше в настоящее время у государства такая обязанность отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы опеки и попечительства не оказали ему содействия по включению ребенка спорной категории в соответствующий список, на содержание решения повлиять не могут.
Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
Кроме того, истцом не представлено доказательств невозможности использования по целевому назначению, закрепленного за ним жилья в " ... ". В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что в данной квартире сейчас проживает постороннее лицо, только в 2012 году он и сестра стали интересоваться своим правом на указанное жилое помещение, однако, спора по данной квартире он не заявляет, поскольку она удалена от его места жительства.
В данной связи, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности, в силу чего решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 11 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.