Судья Краснодарского краевого суда Шелудько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО "Международный аэропорт "Краснодар" по доверенности Коваленко Н.В. на решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 21 октября 2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением Геленджикского отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 25 августа 2016 г. N 329 АО "Международный аэропорт "Краснодар" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, наказание назначено в виде штрафа в размере 12 000 рублей.
Обжалуемым решением судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 21 октября 2016 г. указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель АО "Международный аэропорт "Краснодар" по доверенности Коваленко Н.В. просит решение судьи нижестоящей инстанции отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя АО "Международный аэропорт "Краснодар" по доверенности Коваленко Н.В., настаивавшего на доводах жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого решения по следующим основаниям.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно постановлению административного органа, в результате проведенной проверки установлено, что эксплуатация аэропорта Геленджик осуществляется АО "Международный аэропорт "Краснодар" с нарушением санитарных правил и норм, выразившихся в превышении максимального уровня шума (звука) на территории жилых застроек при эксплуатации аэропорта.
Вместе с тем, из полученных в ходе проверки 30 июня 2016 г. данных установлено, что максимальные уровни звука на территории жилой застройки превышают допустимые значения во время взлета и посадки воздушных судов.
При этом АО "Международный аэропорт "Краснодар" не эксплуатирует воздушные суда и не имеет возможности повлиять на уровень шума, производимый воздушными судами в полете. Общество оказывает услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов. Превышение уровня шума в процессе осуществления указанной деятельности при проведении проверки не установлено.
В силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" оказание аэропортовых услуг отнесено к регулируемому виду деятельности, осуществляемому в режиме естественной монополии.
В соответствии с требованиями Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 г. N 599 аэропорт не вправе отказывать авиаперевозчикам в заключении договора на обслуживание воздушных судов при условии наличия технической возможности обслуживания и соблюдения формы и содержания заявки, утвержденной приказом Минтранса России от 21.06.2010 г. N 137.
Возможности общества в данном конкретном случае являются ограниченными, поскольку нормы действующего законодательства не наделяют его правом вмешиваться в производственную деятельность иного хозяйствующего субъекта (перевозчика) и осуществлять действия, которые впоследствии могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Вывод о том, что превышение уровня шума на территории жилой застройки возникает в результате эксплуатации аэропорта Геленджик, является необоснованным. Какие-либо доказательства указанных фактов, как например замеры шумов от объектов аэропорта, воздушных судов во время их обслуживания в аэропорту, отсутствуют.
АО "Международный аэропорт "Краснодар" является оператором аэропорта г. Геленджик и не является эксплуатантом воздушных судов, которые совершают полеты из аэропорта. Следовательно, обеспечение соответствия требованиям санитарных норм предельно допустимого уровня шума на территории жилой застройки в отношении источников, не принадлежащих обществу, находится вне его компетенции.
В данном случае нарушение связано с объективными обстоятельствами, находящимися вне контроля заявителя и вне его возможностей не допустить или устранить нарушение. Собственниками воздушных судов, являющихся источниками шумового воздействия, являются авиакомпании, выполняющие полеты в аэропорт г. Геленджика. Обязанность по исполнению требований действующих санитарных правил и гигиенических нормативов в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагается на юридическое лицо, являющееся собственником воздушного судна.
АО "Международный аэропорт "Краснодар" внесены изменения в инструкцию по производству полетов в районе аэродрома совместного базирования Геленджик, 2011г. Инструкция содержит рекомендации по уменьшению неблагоприятного воздействия воздушных судов на окружающую среду.
Акционерным обществом "Международный аэропорт "Краснодар" выполнены все зависящие от него мероприятия, направленные на снижение уровня авиационного шума.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, не ионизирующего и иного излучения) не должны оказывать вредное воздействие на человека.
В ходе проведения проверки установлено превышение допустимых уровней звука, установленных СанПиН 2.1.2.2645-10. Указанные санитарные правила в соответствии с п. 1.4 предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Основания для применения СанПиН 2.1.2.2645-10 к деятельности аэропорта Геленджик" АО "Международный аэропорт "Краснодар" отсутствуют.
В соответствии с п. 1.2, 1.4 "СН 2.2.4/2.1.8.562-96.2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы" санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства. Ответственность за выполнение требований Санитарных норм возлагается в установленном законом порядке на руководителей и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также граждан.
Как уже было указано, АО "Международный аэропорт "Краснодар" не эксплуатирует воздушные суда и не имеет возможности повлиять на уровень шума, производимый воздушными судами. АО "Международный аэропорт "Краснодар", ОП "Аэропорт Геленджик" и соответствующие должностные лица не наделены полномочиями по вмешательству в хозяйственную деятельность иных юридических лиц. Соблюдение требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.2.2.4 в данном случае находится за пределами полномочий АО "Международный аэропорт "Краснодар" и его должностных лиц.
При таких обстоятельствах, административный орган и судья нижестоящей инстанции пришли к необоснованному выводу о наличии в действиях АО "Международный аэропорт "Краснодар" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 21 октября 2016 г. и постановление административного органа подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях АО "Международный аэропорт "Краснодар" состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
решил:
жалобу представителя АО "Международный аэропорт "Краснодар" по доверенности Коваленко Н.В. удовлетворить.
Решение судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 21 октября 2016 г. и постановление территориального отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г-к. Геленджике от 25 августа 2016 г. N 329, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении АО "Международный аэропорт "Краснодар" прекратить в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Краснодарского краевого суда В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.