Судья Краснодарского краевого суда Кривцов А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Новокубанского района Краснодарского края Каташова Н.М. на решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 04.10.2016 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
обжалуемым решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 04.10.2016 г. администрация Верхнекубанского сельского поселения муниципального образования Новокубанский район признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначенным наказанием в виде штрафа в размере " ... " рублей. На основании ст.ст. 3.4, 4.1.1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде штрафа заменено на административное наказание в виде предупреждения.
В протесте, поданном в Краснодарский краевой суд, прокурор Новокубанского района Краснодарского края Каташов Н.М. просит решение судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение, полагая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 22.07.2016 в 11 часов 30 минут по " ... " в здании прокуратуры Новокубанского района выявлено, что администрация Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района по " ... ", путем не сообщения в прокуратуру района в письменной форме, в десятидневный срок, а именно в период с 15.06.2016 по 24.06.2016 информации о результатах рассмотрения протеста прокурора " ... " от 03.06.2016 на постановление администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района от 12.02.2014 N7 "Об объединении земельных участков, используемых индивидуальным предпринимателем С.", умышленно не выполнила законные требования прокурора, установленные ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В результате чего, в отношении администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, которое для рассмотрения по существу направленно в Новокубанский районный суд.
По результатам рассмотрения данного дела об административном правонарушении судом вынесено оспариваемое постановление, в котором суд указал, что с учетом всех обстоятельств совершения административного правонарушения, принимая во внимание, что ранее администрация Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района не привлекалась к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 17.7 КоАП РФ, вред жизни или здоровью, или имущественный ущерб действиями администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района никому причинен не был, суд считает возможным в соответствии с положениями ст.ст. 3.4 и 4.1.1 п. 1 КоАП РФ заменить административное наказание в виде штрафа вынесением в адрес администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района предупреждения.
Однако, с данном выводом судья вышестоящей инстанции не может согласиться, так как судьей районного суда неверно применены нормы материального и процессуального права.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП
РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства дано в ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которой субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, администрация Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района являющаяся органом местного самоуправления ни при каких условиях не может являться субъектом малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, нарушения в действиях администрации нарушения закона выявлены не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Федерального закона, государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическом} наблюдению 4а исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Таким образом, прокуратура не относится к органам контроля указанным в ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Следовательно, нормы ст. 4.1.1 КоАП РФ направлены прежде всего на развитие предпринимательства на территории РФ и по своему смыслу и содержанию не применимы к администрации Верхнекубанского сельского поселения Новокубанского района.
Таким образом, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что несоблюдение требований административного законодательства, в части рассмотрения дела об административном правонарушении, порядка привлечения лица к административной ответственности, повлекли за собой существенное нарушение процессуальных норм, которые в соответствии с ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ могут служить основанием к отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение, так как указанные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного прихожу к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене, дело возвращению судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
решил:
протест прокурора Новокубанского района Краснодарского края Каташова Н.М. удовлетворить.
Решение судьи Новокубанского районного суда Краснодарского края от 04.10.2016 г. отменить, возвратить дело в районный суд на новое рассмотрение.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.