Судья Краснодарского краевого суда " Ф.И.О. "8, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" " Ф.И.О. "4 на решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2016 г.,
установил:
постановлением заместителя начальника Темрюкского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора " Ф.И.О. "3 (далее также - административный орган) " ... " от " ... " юридическое лицо - ГБУ Культуры Краснодарского края "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" (далее также - ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына") признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, генеральный директор ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" " Ф.И.О. "4 обратился с жалобой в Темрюкский районный суд Краснодарского края.
Решением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2016 г. постановление административного органа " ... " от " ... " оставлено без изменения, жалоба генерального директора ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" " Ф.И.О. "4 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" " Ф.И.О. "4 просит постановление административного органа " ... " от " ... " и решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2016 г. отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, что судом не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" по доверенности " Ф.И.О. "5, представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и " ... " по доверенностям " Ф.И.О. "6, " Ф.И.О. "7, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что " ... " в 08 часов 30 минут на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", расположенными по адресу: " ... ", сотрудниками Приазовской археологической экспедиции музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына, в мае 2016 г. осуществлялось самовольное снятие и передвижение плодородного (растительного) слоя почвы для проведения исследования курганов 6, 7 в курганном могильнике из 8 насыпей. Проектная и разрешительная документация на снятие и передвижения плодородного слоя почвы ГБУК КК "КГИАМЗ им. Фелицына" не представлено. Хозяйственная деятельность на данных участках проводилась способами, наносящими вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерацию собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101 ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101 ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении, и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается: в самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы (ч. 1 статьи 8.6 КоАП РФ) в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Химическое и биологическое загрязнение почвы, а также загрязнение почвы отходами производства и потребления влечет ответственность и по другим статьям КоАП РФ.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Вина ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно, постановлением по делу об административном правонарушении " ... "( " ... " от " ... ", представлением от " ... ", протоколом об административном правонарушении от " ... ", протоколом осмотра земельного участка от " ... ", протоколом отбора проб(ы) почвы от " ... ", которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения земельного законодательства при производстве работ по извлечению Кургана.
Заявитель жалобы ссылается на то, что ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" приступил к выполнению мероприятий, связанных с исполнением работ, являющихся уставной деятельностью ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына", согласовав все работы с Министерством культуры Краснодарского края, а также с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края с учетом всех норм действующего законодательства. В данном конкретном случае ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" действовал в интересах неопределенного круга лиц, действуя по заданию и под контролем Министерства культуры в целях сохранения объектов культурного наследия.
" ... " между ООО " " ... "" и ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" заключен договор " ... " согласно пункту 1.1. которого ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" принимает на себя проведение научно-исследовательских археологических работ выявленных объектов культурного наследим, расположенных на территории строительства объекта "Увеличение подачи газа в юго-западные районы Краснодарского края", проводимые ООО " " ... "". В этой связи, ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" считает, что бремя ответственности за рекультивацию, снятие грунта и плодородного слоя почвы, а также негативные последствия, которые они могли за собой повлечь в полном объеме лежит именно на ООО " " ... ", которое должно было подготовить проект рекультивации, согласовать его с собственниками земельных участков, в проекте указать объем (площадь) рекультивируемых земель, глубину снятия плодородной почвы.
Однако, суд вышестоящей инстанции, доводы заявителя жалобы считает необоснованными по следующим основаниям.
Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
При этом, как следует из материалов административного дела, ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" не выдавалась проектная и разрешительная документация на передвижение плодородного (растительного) слоя почвы для проведения исследования курганов 6, 7 в курганном могильнике из 8 насыпей, на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами " ... ", " ... " расположенными по адресу: " ... " юго-западнее.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом районного суда доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в районном суде или опровергали бы выводы судебного решения и потому не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения.
Административное наказание назначено ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
С учетом изложенного, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены и изменения решения судьи, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2016 г. оставить без изменения, а жалобу генерального директора ГБУК КК "КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына" " Ф.И.О. "4 без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.