Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,
при секретаре " ... "
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кривицкого А.И. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Кривицкий А.И. обратился в суд с иском к военному комиссариату Краснодарского края о выплате пенсии. В обоснование требований указал, что с 05 августа 1980 г. по 24 августа 1996 г. проходил военную службу в качестве " ... "/ в Вооруженных Силах СССР, а затем Российской Федерации. В период службы стал инвалидом второй группы, в связи с чем с 24 августа 1996 г. признан негодным к военной службе и был уволен в запас. С 24 августа 1996г. истец является пенсионером Министерства обороны РФ. В связи с переездом на постоянное жительство в " ... " Ростовской области с декабря 2003 года истцу в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N " ... " "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" выплачивалась пенсия военным комиссариатом Ростовской области. По семейным обстоятельствам с 31 августа 2008 г. Кривицкий А.И. переехал на постоянное место жительства в " ... ", где проживал со своими престарелыми родителями по адресу: " ... ", на основании вида на жительство серии " ... " ГУ МВД " ... ". В связи с переездом на территорию другого государства выплата пенсии истцу военным комиссариатом Ростовской области с 01 августа 2014 г. на территории РФ была прекращена. Во время проживания на территории " ... " с 01 августа 2014 г. по 14 мая 2015 г. Кривицкий А.И. пенсию не получал. В начале мая 2015 гола истец прибыл на постоянное жительство в " ... " к своим родственникам, в связи с чем зарегистрировал свое пребывание на территории Краснодарского края по указанному адресу. 24 декабря 2015 г. Кривицкий А.И. снялся с регистрационного учета на " ... ". С 25 декабря 2015 г. его пенсионное обеспечение осуществляется военным комиссариатом Краснодарского края. Однако, несмотря на то, что за время проживания на " ... " истец пенсию не получал, ответчик отказывает в настоящее время в ее выплате. В связи с чем просил суд признать неправомерными действия военного комиссариата Краснодарского края об отказе в выплате пенсии за период с августа 2014 года по 25 декабря 2015 г., а также обязать военный комиссариат Краснодарского края выплатить пенсию с 01 августа 2014 г. по 25 декабря 2015 г.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Кривицкий А.И. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель военного комиссариата Краснодарского края " ... " действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15 сентября 2016 года в иске Кривицкому " ... " к военному комиссариату Краснодарского края о выплате пенсии отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, считая его незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе истец Кривицкий А.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что для периодического посещения престарелых родителей им был оформлен вид на жительство в " ... ", при этом гражданство России и место регистрации в г " ... " у него были сохранены, однако военный комиссариат Ростовской области незаконно прекратил ему выплату пенсии в нарушение ст.2 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим /выехавшим/ на постоянное жительство за пределы территории РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014г. N1386. Перевести пенсию из России в " ... " истцу не представилось возможным в связи с форс-мажорными обстоятельствами, развернувшимися на территории " ... ". Во время проживания на территории " ... " Кривицкий А.И. пенсию не получал. Считает, что отказ военного комиссариата Краснодарского края в выплате пенсионного обеспечения за указанный период нарушает конституционное право истца на получение пенсии.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Кривицкий А.И. просил решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика - военного комиссариата Краснодарского края по доверенности " ... " решение суда законным и обоснованным, просил оставить его
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Из материалов дела следует, истец что Кривицкий А.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с " ... " года по " ... " года.
Приказом врио командира войсковой части от " ... " г. N " ... " истец уволен в запас по ст.49 ч. 2 пп. "А" /по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе/ с правом ношения военной формы одежды.
Последнее место службы истца - " ... ".
С 24 августа 1996 г. Кривицкий А.И. являлся пенсионером Министерства обороны РФ.
С декабря 2003 года Кривицкому выплачивалась пенсия военным комиссариатом Ростовской области.
Согласно справке от 15 января 2015 г. N2 Генерального консульства Российской Федерации в " ... " гражданин Российской Федерации Кривицкий А.И. выехал 31 января 2008 г. на постоянное место жительство в " ... ", постоянно проживает по адресу: " ... " на основании Вида на жительства серия " ... ", выданного ГУМВД " ... " области.
В связи с указанными обстоятельствами военный комиссариат Ростовской области с 01 августа 2014 г. прекратил истцу выплату пенсии, которую он получал на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В июле 2015 года в военный комиссариат Краснодарского края от истца поступили документы для назначения пенсии от Министерства обороны России.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от " ... " г. N " ... " Кривицкий А.И. временно с 14 мая 2015 г. по 14 мая 2017 г. был зарегистрирован по адресу: " ... "
Поскольку представленные документы не подтверждали факт переезда истца из постоянного места жительства из " ... " на территорию Российской Федерации, в назначении пенсии ему было отказано.
Считая действия военного комиссариата Краснодарского края незаконными, Кривицкий А.И. в 2015 году обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с иском к военному комиссариату Краснодарского края о продлении выплаты пенсии без документов, подтверждающих снятие с места жительства по месту регистрации в " ... " и взыскании пенсии за период с 01 августа 2014 г.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 09 ноября 2015 г. в иске Кривицкого А.И. к военному комиссариату Краснодарского края о защите пенсионных прав было отказано. Указанное решение вступило в законную силу.
В январе 2016 года истец Кривицкий А.И. повторно обратился в военный комиссариат Краснодарского края по вопросу назначения пенсии.
Согласно представленным истцом документам /паспорту гражданина РФ, удостоверяющего его личность за пределами РФ, N " ... "; талону снятия с регистрации места проживания в " ... "; уведомлению миграционной службы в " ... " в " ... " районе " ... " от " ... " г. N " ... "/, Кривицкий А.И. снят с регистрации по месту проживания в " ... " 24 декабря 2015 г.
С 24 января 2015 г. военным комиссариатом Краснодарского края Кривицкому А.И. назначена и выплачивается пенсия по инвалидности, в выплате пенсии за период с 01 августа 2014 г. по 25 декабря 2015 г. истцу было отказано.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 64 Закона РФ от 12 февраля 1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами /соглашениями/ о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
Российская Федерация является государством-участником Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и Соглашения стран СНГ от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств", которые подлежат обязательному применению на территории Российской Федерации.
" ... " также является участником указанных Соглашений стран СНГ.
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В силу ст. 3 указанного Соглашения от 15 мая 1992 г. расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей и обязательному государственному страхованию военнослужащих осуществляются государствами - участниками за счет их бюджетов без взаимных расчетов между государствами.
Из решения N01-1/2-08 Экономического Суда СНГ "О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" следует, что право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной бывшему военнослужащему в одном государстве-участнике Соглашения от 15 мая 1992 года, сохраняется за ним при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник данного Соглашения и в том случае, если имеющейся у него выслуги лет по законодательству этого другого государства недостаточно для назначения такой пенсии. Сохранение ранее приобретенного права на получение пенсии за выслугу лет основывается на обязательстве государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года установить в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями международных Соглашений выплата пенсии по прежнему месту жительства пенсионера прекращается в случае его переселения на постоянное место жительства в другое государство-участника СНГ, при этом пенсионное обеспечение бывшему военнослужащему осуществляется по законодательству государства места постоянного проживания пенсионера.
Учитывая изложенные положения международных Соглашений, а также то, что истец Кривицкий А.И. имел вид на жительство на территории Украины и постоянно проживал в указанном государстве с февраля 2008 года по 23 декабря 2015 г., судом первой инстанции был обоснованно сделан вывод, что за указанный период пенсионное обеспечение истца должно осуществляться по законодательству государства места постоянного жительства - Украины, в связи с чем у военного комиссариата Краснодарского края отсутствуют основания для выплаты истцу пенсии за период с 01 августа 2014 г. по 23 декабря 2015 г.
Ссылку в апелляционной жалобе истца в обоснование своих доводов на Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим /выехавшим/ на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N1386, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку в соответствии с п. 2 названного Положения, в случае если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Положении, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации. Аналогичная норма содержалась в ранее действовавшем порядке выплаты пенсии гражданам, выезжающим /выехавшим/ на постоянное жительство за пределы России /п. 3 постановления Правительства РФ от 08 июля 2002 г. N510/.
Таким образом, вопросы пенсионного обеспечения и пенсионеров из числа военнослужащих разрешаются при выезде в государства-участники СНГ, в том числе и в Украину, в соответствии с международным Соглашением стран СНГ от 15 мая 1992 г.
Изложенный в апелляционной жалобе довод истца о том, что выплата пенсии ему была прекращена незаконно в нарушение ст.2 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", своего подтверждения также не нашел, поскольку регламентированный указанной статьей запрет ограничений каких-либо прав гражданина Российской Федерации при выезде из Российской Федерации нарушен не был.
Прекращение выплаты на территории Российской Федерации военному пенсионеру Кривицкому А.И. пенсии за выслугу лет не лишало его права на получение пенсии на территории " ... " - по избранному им месту постоянного жительства в соответствии с Соглашением стран СНГ от 15 мая 1992 г.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом Кривицким А.И. требований.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Кривицкого А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 13.12.2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.