Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
и судей Кривцова А.С., Кузьминой А.В.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при секретаре Марченко В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Пучкина А.В. на решение Красноармейского районного суда от 03.10.2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Загинайко В.В. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе о признании незаконным решения от 13.05.2016 года N 399; об обязании включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы: с " ... " в должности фельдшера Военного комиссариата Красноармейского района Краснодарского края и " ... ") в должности фельдшера организационно-методического кабинета в МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" с совместительством фельдшера предрейсовых осмотров медицинского кабинета ДРСУ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 15.02.2016 года, с момента обращения за назначением пенсии.
В обоснование требований Загинайко В.В. указала, что 15.02.2016 года она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.05.2016 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не были включены вышеуказанные периоды. Данный отказ считает незаконным.
Обжалуемым решением Красноармейского районного суда от 03.10.2016 года исковые требования Загинайко В.В. удовлетворены. Признано незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе N 399 от 13.05.2016 года об отказе Загинайко В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе обязано включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы: " ... " в должности фельдшера Военного комиссариата Красноармейского района Краснодарского края; " ... " в должности фельдшера организационно-методического кабинета в МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" с совместительством фельдшера предрейсовых осмотров медицинского кабинета ДРСУ и назначить Загинайко В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе, с 15.02.2016 года.
В апелляционной жалобе начальник Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе Пучкин А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что данное решение является незаконным, поскольку судом при рассмотрении дела не приняты во внимание обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда представитель Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен в соответствии с требованиями ст.ст.113,116 ГПК РФ, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление о получении сотрудником Управления заказного письма, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения Загинайко В.В. и представителя Загинайко В.В. по доверенности Быковой В.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 15.02.2016 года Загинайко В.В. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населению.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе N 399 от 13.05.2016 года Загинайко В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием у нее требуемого специального стажа, не менее 30 лет. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не был включен период ее работы с " ... " должности фельдшера Военного комиссариата Красноармейского района Краснодарского края и " ... " в должности фельдшера организационно-методического кабинета в МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" с совместительством фельдшера предрейсовых осмотров медицинского кабинета ДРСУ.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истцы в части обязания Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе включить в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы: с " ... " в должности фельдшера Военного комиссариата Красноармейского района Краснодарского края.
Так, военно-врачебные комиссии, исходя из целей их создания, выполняемых задач и функций, условий и характера врачебной деятельности, отнесены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7.10.2005 года N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" к учреждениям здравоохранения особого типа, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения при Министерстве обороны России.
Постановлением Правительства РФ от 4.07.2013 года N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, где регламентирована работа военно-врачебной комиссии.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 6.08.2013 года N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" к медицинским организациям особого типа отнесен Центр военно-врачебной экспертизы. Прежний характер профессиональной деятельности военно-врачебных комиссий военного комиссариата сохранился.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что военно-врачебная комиссия, являясь учреждением здравоохранения особого типа, находится в подчинении Министерства обороны РФ и относится к центрам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ ( независимо от наименований), которые предусмотрены п.8 постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 разделом "Наименование учреждений".
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требования Загинайко В.В. об обязании Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы периода работы истицы с " ... " в качестве в фельдшера организационно-методического кабинета МБУЗ "Красноармейской центральной больницы" с совместительством фельдшера предрейсовых осмотров медицинского кабинета ДРСУ.
Так, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Досрочное пенсионное обеспечение врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения обусловлено исключительно выполнением ими лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.210 года N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" деятельность фельдшера заключается в лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи.
Пунктом 8 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дано понятие лечения - это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
При рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что из представленной в материалы дела должностной инструкции "фельдшера", работающего в организационно-методическом кабинете ЦРБ, усматривается обязанность осуществления работы, связанной с направлением на долечивание (реабилитацию) работающих граждан в санаторно-курортные учреждения и детей на восстановительное лечение и реабилитацию в детские санатории, а так же в основном организация работы, составление статистической отчетности, методических писем, инструкций и т. д., что не связано с ведением лечебной деятельности.
Что касается периода работы Загинайко В.В. " ... " в качестве медсестры по проведению предрейсовых медицинских осмотров в ОАО "Красноармейское ДРСУ" и ООО "Красноармейское ДРСУ" соответственно, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 названной статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Действие оспариваемого периода приходится на действие Списка
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, от 29.10.2002 года N 781, в котором разделом "Наименования учреждений" данная организация не предусмотрена.
Законодателем четко определена единственная организационно-правовая форма - учреждение, работа в котором дает право на льготное пенсионное обеспечение. Установление типа и вида производится на основании наименования учреждения и его устава.
Кроме того, п. 6 Правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии
по старости
от 29.10.2002 года N781 определяет зачет в стаж работы в должностях на основаниях и в порядке, предусмотренными настоящими Правилами, структурных подразделений государственных и муниципальных организаций, таких как врачебный здравпункт, фельдшерский здравпункт в фельдшерско-акушерских пунктах и медицинских пунктах.
Вместе с тем, истицей структура организации и наличие вышеуказанных структурных подразделений документально не подтверждено.
В то же время пунктом 4 Правил от 29.10.2002 года N781 предусмотрен зачет в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2009 года работа истицы протекает с условием занятости неполного рабочего дня без точного его определения.
Суммирование занятости (объема) работ в должности фельдшера организационно-методического кабинета ЦРБ и фельдшера Красноармейского ДРСУ несостоятельны, поскольку работа истицы в организационно-методическом кабинете ЦРБ протекала на ставку работы.
Пункт 4 Правил от 29.10.2002 года N781 предусмотрено, что в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях и учреждениях в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости, объема работ выработана нормальная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки. Таким образом, данный пункт не предусматривает объединение должностных обязанностей по разным организациям на объем одной ставки.
Необходимо отметить, что устанавливая в Федеральном законе N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, выше перечисленное законодательство, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Исходя из приведённого выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Загинайко В.В. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости вышеуказанных периодов её работы.
Приведенные выше обстоятельства оставлены судом первой инстанции при рассмотрении дела без внимания и соответствующей правовой оценки.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований Загинайко В.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода работы " ... " в должности фельдшера организационно-методического кабинета в МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" с совместительством фельдшера предрейсовых осмотров медицинского кабинета ДРСУ и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе, с 15.02.2016 года, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Загинайко В.В. в указанной части отказать. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноармейского районного суда от 03.10.2016 года - отменить в части удовлетворения исковых требований Загинайко В.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода работы " ... " в должности фельдшера организационно-методического кабинета в МБУЗ "Красноармейская ЦРБ" с совместительством фельдшера предрейсовых осмотров медицинского кабинета ДРСУ и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе, с 15.02.2016 года.
Принять в этой части по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Загинайко В.В. в указанной части отказать.
В остальной части решение Красноармейского районного суда от 03.10.2016 года - оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.