Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Онохова Ю.В.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Артеменко Н.Г.,
слушала в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по апелляционной жалобе Аветисова Рафаэля Геннадьевича на решение Центрального районного суда г. Сочи от 30 сентября 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Аветисов Р.Г. обратился в суд с административным иском к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1128 площадью 676 кв.м. по " ... " г. " Ф.И.О. "1 с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, а также расположенного на нем жилого дома. " Ф.И.О. "2 обратился в администрацию г. " Ф.И.О. "1 с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта "индивидуальный жилой дом", представив все необходимые документы. Однако административный ответчик в выдаче разрешения отказал. " Ф.И.О. "2 полагает решение органа местного самоуправления незаконным, нарушающим его права.
В связи с чем, административный истец просил признать незаконным решение администрации г. " Ф.И.О. "1 N 9657/07-02-50- " ... " от " ... " об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по " ... " г. " Ф.И.О. "1 на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1128 площадью 676 кв.м.; возложить на административного ответчика обязанность выдать административному истцу разрешение на строительство объекта "Индивидуальный жилой дом" на земельном участке по указанному адресу со следующими технико-экономическими показателями: площадь застройки 271 кв.м., количество этажей 3, высота здания 9,8 м., строительный объем 3610 куб.м., общая площадь здания 710 кв.м., в соответствии с представленной схемой планировочной организации земельного участка, выполненной ООО "ПСК "ЭКОПОЛИС"
Решением Центрального районного суда г. " Ф.И.О. "1 от " ... " в удовлетворении требований " Ф.И.О. "2 отказано.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
По настоящему делу приведенные условия соблюдены, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия определила:рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что " Ф.И.О. "2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1128, площадью 676 кв.м., отнесенный к категории земель - земли населенных пунктов, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, и расположенный по адресу: г. " Ф.И.О. "1, " ... " (запись в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 23-23/050-23/022/502/2015-308/2).
Участок в установленном законом порядке не изъят из оборота, в обороте не ограничен.
На основании пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
На указанном земельном участке расположен одноэтажный жилой дом, также принадлежащий " Ф.И.О. "2 на праве собственности (запись в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 23-23/050-23/022/502/2015-307/2).
" ... " директором департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. " Ф.И.О. "1 " Ф.И.О. "7 согласован и утвержден градостроительный план N RU 2330900 " ... " земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1128 площадью 676 кв.м. по адресу: г. " Ф.И.О. "1, " ... ".
Согласно градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1128 расположен в территориальной зоне ОЦ-1. Основной вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
Административный истец " ... " обратился в администрацию г. " Ф.И.О. "1 через МАУ г. " Ф.И.О. "1 "МФЦ" по вопросу оказания муниципальной услуги "выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" по объекту "Индивидуальный жилой дом" на земельном участке по " ... " города " Ф.И.О. "1".
К заявлению в соответствии с пунктом 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ были приложены следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также предварительное заключение АО "Международный аэропорт " Ф.И.О. "1" о рассмотрении материалов объекта реконструкции от " ... "
По результатам рассмотрения заявления, администрацией города " Ф.И.О. "1 " ... " принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Решение мотивировано тем, что проектирование и строительство жилого дома должно быть согласовано с Черноморским центром ОВД филиала "Аэронавигация Юга" ФГПУ "Госкорпорация по ОрВД" в аэропорту " Ф.И.О. "1. Кроме того администрация г. " Ф.И.О. "1 указала на несоответствие параметров проектируемого объекта правилам землепользования и застройки, так как после реконструкции жилой дом будет нарушать разрешенный коэффициент использования территорий.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд указал на законность оспариваемого решения органа местного самоуправления, отсутствие нарушения прав " Ф.И.О. "2
Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции ошибочным.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр, в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Признавая оспариваемое решение законным, суд первой инстанции не учел, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство жилого дома истцом были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
При этом судом первой инстанции установлено, что истцом получено предварительное заключение комиссии Черноморского Центра ОВД о результатах рассмотрения обращения по согласованию объекта строительства жилого дома по адресу: г. " Ф.И.О. "1, " ... ", что подтверждается письмом от " ... " N 1.1-19/1876.
Согласно заключению комиссии Черноморского центра ОВД филиала "Аэронавигация Юга" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" по определению влияния строительства и размещения объектов сторонних организаций на безопасность полетов по местным воздушным авиалиниям и на работу средств РТОП и авиационной электросвязи", утвержденное начальником Черноморского центра ОВД филиала "Аэронавигация Юга" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" " ... ", предоставленные сведения об объекте строительства - жилом доме по адресу: г. " Ф.И.О. "1, " ... " являются достаточными для определения влияния строительства на работу средств РТОП и АС, диспетчерских пунктов ОВД и безопасность полетов МВЛ.
Согласно статье 47 Воздушного кодекса РФ, размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что административным истцом получено согласование собственника аэродрома на возведение жилого дома по адресу: г. " Ф.И.О. "1, " ... ".
Решением " Ф.И.О. "1 от " ... " N 10, внесены изменения в решение " Ф.И.О. "1 от " ... " N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт " Ф.И.О. "1".
Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства дополнены коэффициентом использования территории (КИТ). Коэффициент использования территории (КИТ) вид ограничения, устанавливаемый градостроительным регламентом (в части предельных параметров разрешенною строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяемый как отношение суммарной общей площади зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих и тех. которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка.
Из материалов дела следует, что Правилами землепользования и застройки предусмотрен максимальный процент застройки в границах земельного участка истца - 40 %, который не был превышен при проектировании жилого дома, что подтверждается градостроительным планом. Площадь земельного участка составляет 676 кв.м., следовательно, площадь застройки не должна превышать 271 кв.м., что соответствует схеме планировочной организации земельного участка, выполненной ООО "ПСК "ЭКОПОЛИС", также не превышена максимальная высота здания, которая не должна превышать 12 м. согласно проектной документации планируемой высоте здания 9,8 м. Проектом предусмотрено увеличение общей площади реконструируемого здания, однако соответствующая необходимость подтверждена заключением ООО "Проектно-строительная компания" "ЭКОПОЛИС" от " ... " по обоснованию размещения объекта "Жилой дом по " ... " г. " Ф.И.О. "1".
Частью 1 статьи 15 Конституции РФ провозглашено, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ неоднократно разъяснял, что в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1, Конституции РФ), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществления (статья 40, части 1 и 2, Конституции РФ).
Соответственно, правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда - исходя из конституционных целей социальной политики РФ, обусловленных признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, которыми определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), - должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать гражданам соблюдение конституционного права граждан на жилище.
Право собственности на жилое помещение не может рассматриваться как исключительно экономическое право, поскольку выполняет социально значимую функцию и обеспечивает гражданину реализацию ряда основных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ. Конституционные положения, предоставляя государству достаточно широкую свободу усмотрения в области экономической политики и одновременно исходя из того, что в силу фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства вмешательство государства в отношения собственности допустимо, только если оно не является произвольным и не нарушает равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, предполагают разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей, а лицо не подвергалось чрезмерному обременению (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от " ... " N 11-П и от " ... " N 13-П).
Судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, отказ в выдаче " Ф.И.О. "2 разрешения на строительство дома нарушает его права, учитывая, что истцом были предприняты все зависящие от него меры к соблюдению предусмотренных законом административных процедур, тогда как в настоящий момент истец лишен возможности реализовать свои права землепользователя.
В соответствии с частью 2 стать 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судебная коллегия полагает, что доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав истца установлен судебной коллегией.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от " ... " N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Центрального районного суда г. " Ф.И.О. "1 от " ... " приведенным требованиям не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм процессуального права, что в силу пунктов 1 - 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены судебного решения по административному делу в апелляционном порядке.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, принимая во внимание допущенные судом существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований " Ф.И.О. "2
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Аветисова Рафаэля Геннадьевича удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 30 сентября 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Административный иск Аветисова Рафаэля Геннадьевича к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации г. Сочи N 9657/07-02-50-29.08.16 от 29 августа 2016 г. об отказе в выдаче Аветисову Рафаэлю Геннадьевичу разрешения на строительство жилого дома по " ... " города " Ф.И.О. "1 на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1128 площадью 676 кв.м.
Обязать администрацию г. Сочи выдать Аветисову Рафаэлю Геннадьевичу разрешение на строительство объекта "Индивидуальный жилой дом" на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402037:1128 площадью 676 кв.м. по " ... " города " Ф.И.О. "1 со следующими технико-экономическими показателями: площадь застройки 271 кв.м., количество этажей 3, высота здания 9,8 м., строительный объем 3610 куб.м., общая площадь здания 710 кв.м., в соответствии с представленной схемой планировочной организации земельного участка, выполненной ООО "ПСК "ЭКОПОЛИС".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.