Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе председательствующей Дунюшкиной Н.В.,
судей: Онохова Ю.В., Смирнова Е.А.,
при секретаре Рыбнике В.В.,
слушала в открытом судебном заседании, по докладу судьи " Ф.И.О. "9, административное дело по апелляционной жалобе представителя " Ф.И.О. "8 по доверенности " Ф.И.О. "4 на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от " ... ",
установила:
представитель " Ф.И.О. "8 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Железного сельского поселения " ... " Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование доводов указано, что ознакомившись с информационным сообщением о проведении торгов, опубликованном в газете "Сельская Новь" " ... " (13496) от " ... ", " Ф.И.О. "8 обратился с заявлением в администрацию Железного сельского поселения " ... " Краснодарского края на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах " ... " сельского поселения, с разрешенным использованием: "для сельскохозяйственного использования", категория земель: сельскохозяйственного назначения. Однако " Ф.И.О. "8 было отказано на основании ст. 39.18 ЗК РФ, поскольку земельные участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, представляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, зарегистрированным в качестве юридического лица или гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства, но " Ф.И.О. "8 не был представлен документ, подтверждающий регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства, на основании чего рассмотреть заявление " Ф.И.О. "8 не представляется возможным.
Отказ администрации Железного сельского поселения " ... " Краснодарского края административный истец считает незаконным по причине неверного применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, вследствие чего, не было рассмотрено по существу заявление " Ф.И.О. "8 о намерении участия в аукционе. В связи с чем, административный истец просит признать незаконным отказ администрации Железного сельского поселения " ... " в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью 70376 м2, расположенного в границах Железного сельского поселения х. 0ктябрьский, в границах кадастрового квартала " ... ", разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения и обязать администрацию Железного сельского поселения " ... " рассмотреть по существу заявление " Ф.И.О. "8 на участие в аукционе на заключение договора аренды указанного земельного участка.
Обжалуемым решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от " ... " отказано в удовлетворении административного искового заявления " Ф.И.О. "8 к администрации Железного сельского поселения " ... " Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В апелляционной жалобе представитель " Ф.И.О. "8 выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, приняв по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно применен закон, допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Железного сельского поселения " ... " по доверенности " Ф.И.О. "5, просившую оставить без изменения решение суда, а также представителя " Ф.И.О. "8 по доверенности " Ф.И.О. "6, настаивающую на отмене решения районного суда, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, " ... " в районной газете "Сельская новь" " ... " (13496) администрацией Железного сельского поселения " ... " Краснодарского края было опубликовано информационное сообщение о возможности предоставления земельного участка площадью 70376 кв.м для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности в границах кадастрового квартала " ... " в границах Железного сельского поселения " ... ".
Основанием для данной публикации послужило заявление от главы крестьянского (фермерского) хозяйства " Ф.И.О. "7 от 07.06.2016г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 70376 кв.м для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно с подпунктом 2 части 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указывается информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.
Кроме того, из подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Пункт 4 ст.39.18 ЗК РФ устанавливает, что граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
" ... "г. администрацией Железного сельского поселения посредством почтового отправления получено заявление " Ф.И.О. "8, датированное 08.07.2016г., о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью 70376 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности в границах кадастрового квартала " ... " в границах Железного сельского поселения " ... ".
В целях определения субъектного состава лиц, имеющих право на подачу соответствующих заявлений и соответственно право на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с нормами ст. 39.18 ЗК РФ, и толкования определённых законодателем понятий "граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств" необходимо рассматривать нормы Земельного кодекса в их системном толковании с нормами Федерального закона от " ... " N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 1, 5 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 1, 3 статьи 1 Федерального закона от " ... " N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
На основании ст.86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства(ст.23 Кодекса), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с данной статьей Кодекса в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Таким образом, действующее гражданское законодательство допускает осуществление деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством как гражданином, причем глава КФХ признается индивидуальным предпринимателем, так и созданным в качестве юридического лица.
Соответственно достоинством ст.39.18 ЗК РФ является то, что в соответствии с ней аукцион (при наличии двух и более заявлений) будет проводиться именно между фермерами (лицами, желающими расширить его деятельность на вновь приобретенных участках). Об этом же говорит и п. 10 ст.39.11 ЗК РФ предусматривающий, что участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности могут являться граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Исходя из анализа указанных выше правовых норм правом на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью 70376 кв.м. предназначенного для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности в границах кадастрового квартала " ... " в границах Железного сельского поселения " ... ", праве либо граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства, либо крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное в качестве юридического лица.
Судом первой инстанции установлено, что на момент подачи заявления на право участия в аукционе, " Ф.И.О. "8 таким статусом не обладал.
Поскольку административным истцом при подаче заявления о намерении участвовать в аукционе не были представлены документы, подтверждающие его статус крестьянского (фермерского) хозяйства, а иных вопросов в заявлении не указывалось, письмом от " ... " " ... " администрацией Железного сельского поселения заявителю было разъяснено о невозможности его рассмотрения по обозначенным выше обстоятельствам.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции заявление " Ф.И.О. "8 от " ... " рассмотрено административным ответчиком по сути поставленных в нем вопросов и заявителю дан ответ в установленные законом сроки.
Относительно принятия и отмены администрацией Железного сельского поселения " ... " постановления от " ... " " ... " "О предварительном согласовании предоставления земельного участка в Железном сельском поселении " ... " в границах кадастрового квартала " ... "" следует пояснить следующее.
Статьей 7 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом Железного сельского поселения " ... " предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты принимаются в форме решений Совета, постановлений и распоряжений администрации поселения. При этом следует акцентировать внимание суда апелляционной инстанции, что действующее законодательство не содержит запрета и перечня оснований для отмены муниципальных правовых актов.
Более того, ст.48 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ закрепляет положения о том, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Поскольку, оспаривание обозначенного постановления не являлось предметом рассмотрения по данному делу, истребовать представление административным ответчиком основания для принятия или отмены данного правового акта у суда первой инстанции не имелось.
С учетом того, что правомерность отказа в удовлетворении заявления " Ф.И.О. "8 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью 70 376 кв.м., расположенного в границах Железного сельского поселения " ... ", в границах кадастрового квартала " ... " разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства при исследовании доказательств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требований административного истца.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от " ... " - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя " Ф.И.О. "8 по доверенности " Ф.И.О. "4 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.